"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)


Ну а теперь поговорим, наконец, о самом интересном – о меценатстве Лоренцо.

Через девяносто лет после его смерти Оттавио Ваннини, духовный собрат Вазари, изобразит Великолепного и его подопечных вот в таком вот глянцево-благостном виде:

Ottavio Vannini - Michelangelo Showing Lorenzo il Magnifico the Head of a Faun - Palazzo Pitti - Firenze.jpg

(парень справа, с бюстом фавна – юный Микеланджело, парень слева с чертежом – Сангалло, и где-то там среди толпы есть еще как минимум скульптор Торриджано)

На самом деле, все это было, конечно, куда менее формально, куда более живо и уж, во всяком случае, в такие англосаксонские позы (©) покровительствуемые гении перед Лоренцо точно не становились. Но, в общем, историческая правда в мазне Ваннини присутствует: именно при Лоренцо Флоренция пережила такой культурный бум, какого, пожалуй, не было даже при Козимо Старом.

Что самое смешное, несмотря на славу величайшего мецената всех времен и народов, своих личных денег в этот бум Великолепный вложил всего ничего. По сравнению с любимым дедушкой Козимо, вбухавшим в мировую культуру эпическую сумму в 667 000 золотых флоринов, его внука можно вообще счесть жлобом. В сущности, если Лоренцо куда и вкладывался из собственного кармана, то, в основном, в свою любимую коллекцию античных гемм да во всякие «мелочи» вроде статуй для домашнего интерьера да высокохудожественных надгробий для почивших родственников.

Много это или мало? Если сравнивать с тем же Козимо, застроившим за свои деньги чуть ли не пол-Флоренции, так вроде бы и мало. Правда, Козимо, несмотря на все свое влияние, все же оставался частным лицом (во всяком случае, он очень хотел, чтобы все так думали). Лоренцо же уже окончательно вышел из сумрака: по факту, в эпоху его правления уже сам черт не разберет, где заканчивается городская казна и где начинаются личные средства Медичи. Формально, кстати, этих самых личных средств было не очень-то и много: банк Медичи дышал на ладан (не в последнюю очередь потому, что Лоренцо в пылу своей политической деятельности регулярно на него забивал).

Зато общественные деньги всегда были под рукой, и их-то Лоренцо и тратил не скупясь на всех своих Полициано, Пульчи, Сангалло, Боттичелли, Микеланджело и прочих.

Таким образом, если дедушка Козимо, чтобы поддержать какого-нибудь очередного гения, покупал ему из своего кармана дом или виллочку где-нибудь близ Кареджи, то Лоренцо обеспечивал своих поэтов-философов за общественный счет: кому-то выбивал хороший бенефиций, кому-то – богатый приход (многие из местных гениев имели малый духовный сан), кому-то – симпатичную синекуру при городском хозяйстве, а гуманист-латинист Джентиле Бекки, некогда учивший маленького Лоренцо склонять curia, curiae, curiam и прочим азбучным латинским истинам, и вовсе получил от благодарного ученика сан епископа Ареццо.

С художниками дело обстояло ровным счетом точно так же. Даже Боттичелли, друг и любимчик Великолепного, официально очень редко работал непосредственно на своего покровителя – почти все заказы (включая феерический агиткомикс на стене Синьории) он получал от имени флорентийской коммуны. Правда, никто на сей счет особо не обманывался: к тому времени Лоренцо, подобно своему прапрапрапраправнуку Людовику XIV, уже мог бы с чистой совестью (и едва ли не с большим основанием) сказать: «Государство Коммуна – это я».

Впрочем, подобные фразы никогда публично не звучали. Лоренцо свято чтил заветы дедушки Козимо: соблюдать республиканский декорум и вообще вести себя так, будто ты просто скромный член одного из многочисленных советов при коммуне (кем, собственно, Лоренцо формально и являлся). В итоге, отблистав на приеме какого-нибудь иностранного посла или на празднике в честь флорентийского народа, в будничные дни наш великолепный Лоренцо ходил по городу одетый в скромную одежду без всяких драгоценных финтифлюшек и уступал дорогу всем, кто был старше его (главная скрепа традиционного флорентийского этикета!).

Это милое политическое лицемерие всем очень нравилось – и, в общем-то, именно благодаря ему власть Медичи будет оставаться незыблемой до тех самых пор, пока старший сын Лоренцо Пьеро Невезучий сдуру не решит, что пора сбросить маски и начать себя вести как мудак настоящий монарх.

читать дальше

@темы: Медичи

Комментарии
26.11.2017 в 13:31

Паучья Жизнь
Блестяще написано! Спасибо!
26.11.2017 в 13:56

Нет ничего опаснее, чем быть модным: всё модное очень быстро выходит из моды. (c) Оскар Уайльд
Ура! Я соскучилась)
Спасибо!
26.11.2017 в 14:02

Love is our resistance (с)
Как всегда потрясающе, спасибо!

тусуется
Тасуется :)


chi vuol esser lieto, sia:
di doman non c’è certezza.

А как будет дословно? Почему в русском переводе вопросительная фраза?
26.11.2017 в 14:28

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
[Грим], pinnok, :-))

f-lempi
Тасуется :)
А, черт! :-))) Надо поправить.
А как будет дословно?
"Кто хочет быть счастливым, пусть будет им: нет уверенности в завтрашнем дне".
Почему в русском переводе вопросительная фраза?
А кто ж его знает. С этим рефреном вообще беда: я еще не видела перевода, где бы его вменяемо передали.
26.11.2017 в 16:22

Love is our resistance (с)
kurufin_the_crafty, спасибо :) я подумала, вдруг там какая-нибудь забубенная грамматическая конструкция, какой-нибудь кондиционалис в косвенной речи :)
26.11.2017 в 17:00

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
какая-нибудь забубенная грамматическая конструкция, какой-нибудь кондиционалис в косвенной речи :)

Нет, там все просто. Chi vuol ("кто хочет", это апокопа, в нормальном современном языке это chi vuole) + esser ("быть", тоже апокопа от essere) + lieto ("счастливый") + sia (императив третьего лица единственного числа от "быть"). А c’è - это та же конструкция, что и английское there is: наречие + "быть" в третьем лице и единственном числе настоящего времени.
26.11.2017 в 18:46

Love is our resistance (с)
kurufin_the_crafty, спасибо!)
27.11.2017 в 03:52

Главный мцырь
Супер! 👍👍👍👍 мы скучали, да!!
Врагокосилка это вообще красота!!!
27.11.2017 в 06:06

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
lubava, я эту врагокосилку уже четвертый год забыть не могу: как в первый раз увидела, так и умерла на месте. :-)) "Благовещение" Леонардово из Уффици хрен визуально вспомню, даже на уровне "в какой там позе Гавриил, а в какой Мария" - а эта чертова штука стоит перед глазами во всех подробностях, стоит только о ней подумать. :-)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии