Симфония написана в 1772 году, во времена службы у князя Эстергази. А вот почему она "Прощальная":
"Гайдн и все музыканты капеллы не имели права покидать Эстерхазу, пока там находился сам князь, и никому из них, за исключением Гайдна и дирижера оркестра, скрипача Л. Томазини, не дозволялось привозить во дворец свои семьи. Случилось так, что в 1772 князь задержался в Эстерхазе дольше обычного, и музыканты попросили Гайдна написать пьесу, которая напомнила бы его высочеству, что ему давно пора возвращаться в Вену. Так появилась знаменитая Прощальная симфония, где в финальной части оркестранты один за другим заканчивают свои партии и удаляются, а на сцене остаются только две солирующие скрипки (эти партии играли Гайдн и Томазини). Князь с удивлением взирал на то, как его капельмейстер и дирижер потушили свечи и направились к выходу, но намек понял, и на следующее утро все было готово к отбытию в столицу" (взято отсюда).
Правда, мне встречались и другие версии - например, что дело было не в возвращении в Вену, а то ли в задержке музыкантам зарплаты, то ли в намерении князя сократить оркестр :-))). Но в любом случае, все эти байки заканчиваются хорошо: музыканты своего добились. :-)))
Занятный мужик этот Фрай - пишет умные и толковые вещи, но при этом почему-то считает своим долгом излагать все это таким языком, словно обращается к умственно отсталым тинейджерам. Это какая-то стилистическая загадка :-))).
Впрочем, в забастовку насчет невыплаты жалованья я что-то не слишком верю. :-))) Не те времена на дворе - Эстергази бы их всех повышвыривал к чертовой матери за такую наглость. Вместе с Гайдном во всей славе его. Намек на отъезд князь еще мог бы воспринять юмористически, но инсинуации насчет его княжеского жмотства - вряд ли... ((((
Тогда были настолько людоедские времена? Разве Гайдн не был штучкой, которую не выкидывают?
Угу. Что чертовски обидно - задумка-то хорошая.
Тогда были настолько людоедские времена?
Были. Чего вы хотите - венгерский феодал, практически неограниченная власть в собственных землях, для таких музыкант - это просто слуга, пусть даже более квалифицированный, чем все прочие. Собирался же Эстергази уволить одного из теноров за то, что тот женился без княжеского одобрения (тут как раз скандал уладил Гайдн - как ему это удалось, непонятно, но все-таки уладил :-))).
Впрочем, остальные были не лучше: то, что Моцарта при дворе архиепископа Колоредо кормили исключительно вместе с лакеями, - не байка. И то, как его же, когда он захотел уволиться со службы, пинком спустили с лестницы - тоже факт. А ведь к тому времени Моцарт - уже европейская знаменитость, кавалер Золотой Шпоры и т.д., и т.п.
Юрий Левитанский
* * *
Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана,
а потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу,-
как в "Прощальной симфонии" - ближе к финалу - ты помнишь,
у Гайдна -
музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу
и уходит - в лесу все просторней теперь - музыканты уходят -
партитура листвы обгорает строка за строкой -
гаснут свечи в оркестре одна за другой - музыканты уходят -
скоро-скоро все свечи в оркестре погаснут одна за другой -
тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины,
и по мере того как с осенних осин облетает листва,
все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
что становится явной вся тайная суть естества,-
все просторней, все глуше в осеннем лесу - музыканты уходят -
скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача -
и последняя флейта замрет в тишине - музыканты уходят -
скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча...
Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,
когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,
когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе
и о многом другом еще можно подумать, о многом другом.
Спасибо.