воскресенье, 06 февраля 2022
Я вот щас немного поломаю свой обычный сценарий и начну не с видов города, а с хоров местного собора. Толедский собор обилен чудесами на любой вкус
(включая самый невзыскательный :-)), и среди этих чудес - резные деревянные кресла капитула на хорах пятнадцатого-шестнадцатого века. В путеводителях с истерическим энтузиазмом взахлеб рассказывается, что левую часть верхних резных панелей делал сам Берругете-младший (!!!111), правую - сам Фелипе де Боргонья (он же Филипп Вигарни, он же Филипп Бургундец), а нижнюю часть - собственно, кресла - сам Родриго Алеман (он же Родриго Немец,
хотя вообще-то он из Брабанта, но испанцам было плевать)!!!!!!111111111
При этом самое замечательное в работе Родриго Алемана, с точки зрения путеводителей, это то, что он с нечеловеческим
занудством старанием вырезал на спинках кресел аж тридцать пять сцен на тему последних лет Реконкисты: взятие Марбельи, взятие Ронды, взятие Комареса и еще тридцать два взятия различных городов и деревень, имя же им легион.
И хрен там хоть один путеводитель упомянет, что ниже, на откидных сиденьях, Алеман - видимо, чтобы не рехнуться от этих бесконечных взятий, - изобразил абсолютно великолепные сценки с участием людей, нелюдей и чуть ли не всех фантастических тварей средневекового бестиария. Говорю вам положа руку на сердце: это не хуже
хоров святого Петра в Пуатье и даже
Портала книжников в Руане! :-))
Ладно, теперь слайды. Общий вид на хоры, зарешеченные
"элегантной решеткой работы Доминго де Сеспедеса, законченной в 1548 году" (© путеводитель),
пропади они пропадом, эти испанские элегантные решетки, вечно только вид перекрывают:
читать дальшеПоближе и в деталях:
Пресловутые сцены взятия %населенный пункт_нэйм%. Все как одна состоят из набора "крепость + мужики на лошадях справа" или "крепость + мужики на лошадях слева". Сделано здорово, но, честно говоря, если ты видел одну - ты видел их все:
А теперь самое интересное - то, что под откидными сиденьями, а также подлокотники и прочие второстепенные детали капитулярной мебели:
Двое в бане:
Монах и его брат по разуму обезьянка в монашеской рясе:
Обезьяны кормят из ложечки сову (возможно, даже не кормят, а причащают - чаша на потир похожа):
Аллегория тщеславия - русалка, расчесывающая перед зеркалом:
Русал. Не аллегория ничего (скорее всего), зато при полном рыцарском вооружении:
Звери собрались в военный поход:
Лиса (?) и петух:
Акробат (к сожалению, здорово поврежденный):
Средневековые представления о феминизме - жены, оседлавшие мужей (вариант: ведьмы, отправляющиеся на шабаш верхом на грешниках):
Обезьяна, развернувшаяся задницей ко всему честному капитулу под традиционной табличкой "Hic est chorum" - "Хоры - здесь" (чтобы члены капитула не заблудились и не перепутали):
Птичка:
Еще птичка:
Медведь и собака (?) грабят улей:
Обнаженная ведьма верхом на ком-то из семейства кошачьих:
Слоник:
Когда коту нечего делать:
Дарт Вейдер Обезьяна в плаще и шапке:
Еще обезьянка, которую кто-то ловит:
Монах, сражающийся с бесом:
Некто кормит свинью (учитывая, что кормилец одет отнюдь не как крестьянин, прозреваю в этом иллюстрацию к какому-то местному аналогу поговорки о метании бисера или чему-то в этом же роде):
Суперурожай:
Картежник и картежница:
Снова страшный и ужасный феминизм - или же какой-то близкий сюжетный родственник "Маши и медведя" ("Не садись на пенек, не ешь пирожок", etc., etc.):
Двое несут фонарь:
Дракончик неожиданно кавайно-мультяшного вида:
"Дай лапу" Дева и единорог:
Снова банная тема: некто, принимающий ванну, и шут. К слову, средневековая ванна обычно так и выглядела: бадья с шатром-занавеской сверху, чтобы не простудиться на той холодине, которая обычно царит в здоровенном каменном доме (а у тех, кто жил в домах нездоровенных и некаменных, денег на такие эпикурейские затеи, как принятие ванны, все равно сроду не было).
Мужик лезет в сундук (подозреваю, в чужой):
Некто в тележке с книжечкой:
Борьба нанайских мальчиков в грязи (вот меня не оставляет упорное ощущение, что большинство этих сюжетов - если не все - это таки иллюстрации к каким-то народным поговоркам, как у Босха, но угадать первоисточники у меня кругозора не хватает):
Книжная лавка:
Звезды средневекового антропоморфного бестиария - блеммий (головы нет, лицо расположено на груди) и панотий (представитель расы людей с огромными ушами). Как и все прочие псоглавцы, обитали якобы то ли в Скифии, то ли на Оркнейских островах, то ли во владениях блаженного пресвитера Иоанна - в общем, там, где нормальные люди не живут:
Кстати, к вопросу о том, почему на сиденьях капитула дозволялось изображать всяких богопротивных монстров, голых ведьм и прочие веселые сюжетики. Как раз в начале зимы прочитала у Майзульса остроумное и логичное объяснение (ей-богу, логичное, можно было и самой додуматься): сиденья-то все равно соприкасаются с самой непочтенной частью тела, поэтому можно на них и что-нибудь не особо благочестивое вырезать. Ну и, опять же, сидя на всем этом безобразии, уважаемые члены капитула его, можно сказать, попирают (разницу между "попирать" и "опираться" помним?), так что все в порядке.
Хотя это совершенно не объясняет, почему все эти монстрики спокойно изображаются, в том числе, и там, где их особо не попопираешь - на спинках и подлокотниках, например. Но тут уже никто из медиевистов вменяемого ответа не дает - вы бы еще спросили, почему в святой Радегонде в Пуатье эксгибиционисты членами со стен машут (защитная магия плодородия? а на хрена она - в божьем-то храме?).
Еще энное количество фантастических тварей:
Ну и напоследок - немного благочестия. Потрясающе милая четырнадцативечная мадонна с младенцем - так называемая Белая Дева (Virgen Blanca), то ли французской, то ли английской работы (в источниках согласья нет), стоящая там же на хорах:
@темы:
Кордова - Толедо - Мадрид
у Майзульса - это в "Страдающем Средневековье"?
Мадонна потрясающая. и немного себе на уме.
"Страдающем Средневековье"?
Нет, по-моему, в "Между Христом и Антихристом".
и немного себе на уме.
Мне она "Улыбающегося ангела" из Реймсского собора здорово напоминает - вот там похожая улыбка. Поэтому во французскую версию я как-то больше верю.
поселюсь, видимо, в этом соборе просто
Мы на него два дня убили, и еще потом полдня при хорошем свете порталы рассматривали-фотографировали. Могли бы позволить себе больше - убили бы больше. Кстати, там на билете время посещения не ставится - только дата, так что можно сделать перерыв, пойти, например, пообедать и снова по тому же билету внутрь зайти.
"подстульной" разбы
Это вообще совершенно замечательный жанр :-)). Жалко, его по Европе не так много сохранилось.