Ну а теперь - главный хит Кордовы: Большая Кордовская мечеть, она же Соборная мечеть, она же римо-католический собор Вознесения Девы Марии, она же, в просторечии, Мескита (что по-испански и означает просто-напросто "мечеть" и, по-моему, достаточно ярко демонстрирует, чем именно она в бытовом сознании была и осталась).
Если во всех нормальных испанских городах мечети после Реконкисты перестраивали в церкви/соборы, то в Кордове в свое время решили плюнуть и оставить снаружи все как есть, а собор построить
внутри мечети. (Что вышло из этого конгениального решения, покажу потом). Ну а вообще же Мескита повторила типичный путь большинства местных культовых сооружений: сначала на ее месте был некий позднеримский храм
(ну, может, не прямо на месте, а чуть-чуть в стороне - археологи ведут многолетний срач по этому поводу). Потом на месте храма веке этак в седьмом была построена вестготская церковь святого Викентия, но приблизительно через сто лет Испанию захватили арабо-берберские мусульмане и переконвертировали святого Викентия в мечеть.
Согласно средневековому историку Ар-Рази, конвертация эта происходила следующим образом: мусульмане просто поделили церковь пополам с местным христианским населением, чтобы каждый молился на своей половине как хочет. Но со временем мусульманское население сильно увеличилось, и "мечетная" половина перестала вмещать всех желающих. Тогда уже знакомый нам Абд ар-Рахман I Пришелец договорился с кордовскими христианами, что христианскую половину он у них выкупит и снесет здесь все к чертовой матери, чтобы построить на этом месте большую-большую мечеть, а христиане вдобавок к деньгам получат разрешение восстановить несколько своих церквей, которые к тому времени уже N десятилетий как лежали в руинах.
(Правда, есть мнение, что рассказ Ар-Рази - то ли сознательно созданный им фейк, призванный подчеркнуть толерантность и высокую культуру Пришельца, то ли добросовестный пересказ фейков, созданных ранее, поскольку сам Ар-Рази родился аж через двести с хреном лет после описываемых событий. Но даже если историк и наврал с три короба, то, по крайней мере, его вранье свидетельствует о том, что из двух вариантов - "выгнал мерзких гяуров из нашей аллахоугодной мечети погаными тряпками" и "договорился со своими христианскими поддаными и выплатил им компенсацию как приличный человек" - предпочтительнее, с точки зрения пиара, выглядел второй, а не первый).
В общем, Абд ар-Рахман снес старое здание и построил на его месте большую мечеть. Потом его потомки и преемники еще десять раз достраивали и перестраивали ее, расширяя во все стороны сразу, но одна особенность оставалась неизменной: кордовская Мескита и по сей день ориентирована не на Мекку, как большинство нормальных мечетей
(например, Севильский собор :-)))), а на юг - на Дамаск. Почему - черт ее знает: то ли потому что Дамаск - это все-таки бывшая родина Абд ар-Рахмана, то ли потому что изначальная церковь святого Викентия была ориентирована именно так, и менять все "до основанья, а затем" было
влом долго и дорого. Но зато, невзирая на свою нетрадиционную ориентацию, кордовская Большая Мечеть действительно была самой большой мечетью исламского мира - за исключением Большой Мечети Омейядов в Дамаске. А это, согласитесь, дорогого стоит.
читать дальше
Потом в 1236 году Фердинанд III Кастильский отбил Кордову у мусульман и переконвертировал Большую Мечеть обратно в христианскую церковь - точнее, не просто в церковь, а в собор (размеры, сами понимаете, обязывали). Первое время ее архитектурно не переделывали никак - просто водрузили на крышу крест, натыкали внутри капеллочек, ну и минарет немного проапгрейдили, чтоб хоть как-то смахивал на христианскую колокольню. Потом внутренних переделок стало больше, но внешне Мескита процентов на 90 осталась именно мескитой - мечеть мечетью, иными словами.
Снаружи Мескита представляет собой здоровенный комплекс, воткнутый посреди старого города: гигантский двор, окруженный четырьмя стенами длиной чуть ли не по полкилометра каждая, во дворе - сад с вездесущими апельсинами и пальмами, фонтаны и, собственно, мечеть - тоже, мягко говоря, немаленькая.
Внешние стены, окружающие двор, внушают уважение толщиной и размерами - вообще-то еще не у каждой военной крепости такие есть. В стенах имеется в общей сложности два десятка ворот - как и старых, еще "мечетного" периода, так и сравнительно новых, обустроенных уже при христианах.
Колокольня Мескиты. В отличие от севильской Хиральды, собственного имени не имеет, но очень на нее похожа (что логично: обе в девичестве - минареты), только у Хиральды наверху в качестве флюгера вертится статуя Веры, а у кордовской колокольни - непременный архангел Рафаил:
Богородичный образ на стене, известный как Богоматерь Фонарей (Virgen de los Faroles), а дальше за ним - ворота Большой трубы (Puerta del Caño Gordo):
Ворота Святого Духа (Puerta del Espíritu Santo):
Дворцовая дверь (Postigo del Palacio), она же - ворота Святого Петра (Puerta de San Pedro), она же - Голубиные ворота (Puerta de la Paloma):
Ворота святого Ильдефонса (Puerta de San Ildefonso). Здорово похожи на ворота Святого Духа - впрочем, почти все "мусульманские" ворота Мескиты, на первый взгляд, похожи друг на друга как две капли воды (хотя уже со второго взгляда понимаешь, что это совершенно не так!):
Ворота святого Иосифа (Puerta de San José):
Ворота святого Николая (Puerta de San Nicolás):
Ворота Баптистерия (Puerta del Batisterio):
Ворота святого Иоанна (Puerta de San Juan)
Ворота Прощения (Puerta del Perdón), построенные под колокольней в XVII веке, с сохранившимися фресками:
Ворота святой Екатерины (Puerta de Santa Catalina) - тоже с фресками:
Ворота Круглой лестницы (Puerta de la Grada Redonda):
Это были "наши" ворота - у нас отельчик был в пятидесяти метрах от них, так что через них мы в Мескиту обычно и ходили.
Заходим:
Внутренний двор, носящий стандартное для таких андалусских дворов название Апельсиновый дворик (Patio de los Naranjos):
Кстати, апельсины (и не только) росли здесь и в бытность Мескиты настоящей мечетью - судя по археологическим раскопкам, фруктовых деревьев в этом благословенном дворике было до хрена.
Фонтан. Фонтаны здесь раньше тоже были (использовались для омовений перед молитвой, ибо негоже обращаться к Аллаху немытым), но то, что мы сейчас видим, - сравнительно свежее "христианское" новье:
Галерея:
Пальмовые ворота (Puerta de las Palmas): фасад в стиле платереско, последняя дата переделки - первая половина XVI века. На фасаде - сцена Благовещения: слева архангел Гавриил, справа Дева Мария:
А вот вход, через который туристов пускают собственно в Мескиту, но пойдем мы сюда уже в следующем посте, а то в этот уже фотографии не влезают. :-)))
Далі буде...
Рыбе-Лис
любимая тема всей жизни
Архитектура?
даже вкусные апельсины в таком количестве, как еда, перебор)