"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Рекламный алгоритм ютуба сошел с ума и внезапно начал подсовывать хорошие вещи (вместо постоянного "Кулинарный блоггер Маня за десять минут приготовила говно из говна, вы непременно должны на это посмотреть!!!111", господи, как же меня это заколебало).
Сегодня, вот, венецианские сиротки приплыли. Естественно, Вивальди, естественно, "Глория" - но зато охренительный видеоряд в исторических костюмах и состав аутентичнее некуда. Как открыла я ролик, так и залипла. :-))
Че здесь вообще происходит Исторический бэкграунд:
1. Я об этом уже когда-то писала, когда делала пост про "Юдифь", но это было триста лет назад, так что повторюсь: в Венеции середины XVIII века было две главных движущих музыкальных силы - оперные театры (не побоюсь этого слова, самые крутые в тогдашней Европе) и внезапно женские сиротские приюты - ospedale. Эти ospedale отбирали среди местных сиротинушек самых музыкально одаренных, вбухивали в их обучение кучу денег, приглашали писать для них репертуар самых крутых тогдашних композиторов, а потом стригли бабки с выступлений. То есть, конечно, не бабки с выступлений, а пожертвования после церковных месс, на которых пели эти сиротки, но вся Венеция на этот счет нисколько не обманывалась и знала, что месса с приютскими сиротками - это даже круче, чем самый крутой светский концерт. Соответственно,публика паства на эти мессы ломилась не хуже, чем в оперу, и деньги несли в количестве.
2. Музыкальные сиротки были только женского пола. Просто мальчиков-подкидышей считалось возможным сразу отдавать в какие-нибудь городские мастерские в качестве подмастерьев: стукнуло лет шесть-семь - и все, пошел вон из приюта учиться сапоги тачать. А вот девочек обучать на стороне считалось неприличным, поэтому они оставались в приюте до условного совершеннолетия, и нужно там было их чем-то занимать (не всех же засаживать кружева плести). Вот их и занимали. Музыкой.
3. Музыкальные произведения для хора тогда (да и сейчас, в основном тоже) было принято писать для состава SATB - сопрано-альты-тенора-басы. Естественно, в чисто женском приютском хоре никаких теноров и басов не было и быть не могло. Поэтому композиторы - тот же Вивальди со своей "Глорией", написанной специально для венецианского Приюта Милосердия (Ospedale della Pietà
, - выкручивались следующим образом: первые сопрано поют партию сопрано, вторые сопрано поют партию теноров, передвинутую на октаву выше, первые альты - партию альтов, вторые альты - партию басов (опять октавой выше). Получалось очень оригинально. В наше время на этот принцип обычно забивают и исполняют все с настоящими тенорами и басами, но на этом видео все аутентичненько - чисто женский коллектив.
4. Сиротки-солистки в смысле всенародной любви и популярности были звездами не хуже оперных див. При этом их лица на выступлениях разглядеть было невозможно, потому как и хор, и оркестр из соображений сохранности целомудрия сидели на балкончиках, закрытых плотной решеткой (см. видео). Фамилий их тоже никто не знал (да у большинства этих девочек-подкидышей никаких фамилий и сроду-то не было), посему идентифицировали их так: "Сегодня солирует Микелина из Приюта Неизлечимых, а-а-а, все наматч мессу!!!"
5. Все эти Микелины-Дзанетты-Андзолетты, при всех своих талантах, не имели права делать нормальную музыкальную карьеру вне приюта. По достижении условного совершеннолетия у них было два пути: либо получить от приюта приданое (весьма солидную сумму) и выйти замуж, подписав обязательство никогда не выступать публично, либо постричься в монахини и остаться в приютском хоре/оркестре - в качестве исполнительницы или преподавательницы. Некоторые, правда, плевали на приданое и уходили на оперную сцену - но таких были единицы.
6. Солистка-контральто мне в этой записи категорически не нравится. Но зато все остальное - офигенно!
Сегодня, вот, венецианские сиротки приплыли. Естественно, Вивальди, естественно, "Глория" - но зато охренительный видеоряд в исторических костюмах и состав аутентичнее некуда. Как открыла я ролик, так и залипла. :-))
1. Я об этом уже когда-то писала, когда делала пост про "Юдифь", но это было триста лет назад, так что повторюсь: в Венеции середины XVIII века было две главных движущих музыкальных силы - оперные театры (не побоюсь этого слова, самые крутые в тогдашней Европе) и внезапно женские сиротские приюты - ospedale. Эти ospedale отбирали среди местных сиротинушек самых музыкально одаренных, вбухивали в их обучение кучу денег, приглашали писать для них репертуар самых крутых тогдашних композиторов, а потом стригли бабки с выступлений. То есть, конечно, не бабки с выступлений, а пожертвования после церковных месс, на которых пели эти сиротки, но вся Венеция на этот счет нисколько не обманывалась и знала, что месса с приютскими сиротками - это даже круче, чем самый крутой светский концерт. Соответственно,
2. Музыкальные сиротки были только женского пола. Просто мальчиков-подкидышей считалось возможным сразу отдавать в какие-нибудь городские мастерские в качестве подмастерьев: стукнуло лет шесть-семь - и все, пошел вон из приюта учиться сапоги тачать. А вот девочек обучать на стороне считалось неприличным, поэтому они оставались в приюте до условного совершеннолетия, и нужно там было их чем-то занимать (не всех же засаживать кружева плести). Вот их и занимали. Музыкой.
3. Музыкальные произведения для хора тогда (да и сейчас, в основном тоже) было принято писать для состава SATB - сопрано-альты-тенора-басы. Естественно, в чисто женском приютском хоре никаких теноров и басов не было и быть не могло. Поэтому композиторы - тот же Вивальди со своей "Глорией", написанной специально для венецианского Приюта Милосердия (Ospedale della Pietà

4. Сиротки-солистки в смысле всенародной любви и популярности были звездами не хуже оперных див. При этом их лица на выступлениях разглядеть было невозможно, потому как и хор, и оркестр из соображений сохранности целомудрия сидели на балкончиках, закрытых плотной решеткой (см. видео). Фамилий их тоже никто не знал (да у большинства этих девочек-подкидышей никаких фамилий и сроду-то не было), посему идентифицировали их так: "Сегодня солирует Микелина из Приюта Неизлечимых, а-а-а, все на
5. Все эти Микелины-Дзанетты-Андзолетты, при всех своих талантах, не имели права делать нормальную музыкальную карьеру вне приюта. По достижении условного совершеннолетия у них было два пути: либо получить от приюта приданое (весьма солидную сумму) и выйти замуж, подписав обязательство никогда не выступать публично, либо постричься в монахини и остаться в приютском хоре/оркестре - в качестве исполнительницы или преподавательницы. Некоторые, правда, плевали на приданое и уходили на оперную сцену - но таких были единицы.
6. Солистка-контральто мне в этой записи категорически не нравится. Но зато все остальное - офигенно!
А почему такой драконовский запрет на публичные выступления?
Мораль берегли?)))
Жоржсандовская Консуэло
Кстати, вот как раз Консуэло имела полное право спокойно пойти на оперную сцену. :-)) Там как раз подчеркивается, что она не казеннокоштная и в этом своем Оспедале дельи Инноченти (или это Инкурабили были?) занимается фактически на птичьих правах: ей Порпора уроки из милости дает. Хотя, по тем параметрам, что Жорж Санд задает, стать полноправной воспитанницей приюта ей все равно не светило - она не венецианка по рождению.
Impala65
Мораль берегли?
И это тоже (не может же высоходуховный сиротский приют воспитывать на деньги
налогоплательщиковверующих кадры для такого борделя, как эти все ваши тиятеры :-))). Но официально, насколько я понимаю, больше гнулась линия, что это высокое искусство - исключительно для Бога, и нечего его профанировать в корыстно-развлекательных целях.