"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Святой-Михаил-у-Белого-Колодца. - Много святых Христофоров. - Лотто и биография Марии. - Крипта. - Святой Амвросий в очках.
Про чисто эмоциональное впечатление от церквушки я уже рассказывала - прямо по горячим следам. :-)) А теперь, стало быть, будут сухие факты.
Находится церковь в десяти минутах ходьбы от Санта-Мария-Маджоре, но это, считай, уже конец Верхнего города (впрочем, этот Верхний город, как и все подобные исторические центры, ленивый за час обойдет). Рядом с церквушкой некогда располагались Расписные ворота (Porta Dipinta), на которых, вроде бы, была уйма ренессансных фресок. Однако ворота до наших дней не дожили, оставив после себя только название улицы - Виа Порта Дипинта.
Еще по соседству когда-то имелся старинный колодец, отделанный белым мрамором. Колодец тоже сохранился только топонимически: собственно, Сан-Микеле-аль-Поццо-Бьянко как раз и переводится как "Свято-Михайловская-у-Белого-Колодца".
Основана церковь была еще в VIII веке - во всяком случае, первое упоминание о ней присутствует в завещании некоего благочестивого лангобарда Тайдоне, датированном 774 годом. С тех пор, конечно, Сан-Микеле не раз перестраивалась и реставрировалась. Снаружи, кстати, выглядит довольно скромно и непрезентабельно:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/2713/1175603.5/0_11e2c7_8e6a2194_L.jpg)
Зато внутри - сплошная красота и душевное умиление:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6527/1175603.5/0_11e2c6_d67056a6_L.jpg)
Бродили мы здесь в полном одиночестве. Во всей церкви - ни души: ни туристов, ни смотрителей. Тихо-тихо, только дождь за окнами шуршит.
Задним числом мне это, однако же, показалось очень странным: ладно еще туристов нет - не самое популярное место в городе, но почему ни смотрителей, ни охраны? Заходи, кто хочет, делай, что хочешь. А вдруг мы психи и вандалы и сейчас мадонну тринадцативечную со стенки сковырнем?
К счастью, среди вандалов Сан-Микеле, похоже, тоже популярностью не пользуется: фрески в целости и сохранности (в относительной, конечно: то, что до реставраторов дожило). Но пояснительных табличек нет, так что ходили мы от фрески к фреске, играя в игру "Угадай святого".
Вот это святой Христофор слева от входа. Святых Христофоров вообще в Сан-Микеле много, потому как церковь находилась на выезде из города, а Христофор по роду своих занятий (переносчик через реку) считается покровителем всех путешествующих. Чьей он работы - неизвестно: большинство фресок тут так и остались анонимными.
Традиционная надвратная живопись: тринадцативечные грешнички бодро маршируют в ад.
Симпатичнейшая Мадонна с младенцем: