"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
На выходных меня снова занесло в Луцк. Отчасти по делу, но вообще больше ради собственного удовольствия.
В Луцке, как известно, есть замок, костел, кирха и еще достаточное количество достопримечательностей. читать дальшеИ еще там живет моя тетушка. :-))) Я очень люблю свою тетушку - она знает толк в кофе и в музеях. Поэтому с утра мы сначала напились кофе, а потом пошли в музей волынской иконы.
В этом музее я уже была раньше. И в этот раз сходила с удовольствием - и в будущем тоже ходить буду. Чего и всем желаю. Потому что такого вы больше нигде не увидите.
Волинская иконопись - это вообще отдельное явление. Византийское влияние, контакты с московской школой - это само собой. Но что здесь больше всего трогает - это местные реалии. Сельские иконописцы-самородки что видели, то и рисовали. На большинстве икон - отчетливо узнаваемый антропологический тип : темные глаза, темные волосы, нос длинный, переносица высокая. Половина населения Волыни выглядит точь-в-точь также. Даже эти глаза чуть навыкате и подбородок, переходящий в шею - не византийщина, а специфически местные проблемы с щитовидкой (Волынь - йододефицитный регион).
Снимки из музея:
Еще в музее есть зальчик с католической живописью XVIII-XIX веков. но смотреть там не на что. Местные живописцы подражали полякам, поляки обезьянничали у немцев, а немцы явно копировали итальянцев. Результатом этого троюродного копирования стала слащавая бездарная мазня. После полутора этажей народной иконописи она производит довольно-таки противное впечатление. "Родные" волынские евангелисты, архангелы и Юрии-змееборцы могли быть лопоухими, зобатыми и пучеглазыми, но при этом они были живые и настоящие. А тут - красивенькая мертвечина.Трафаретные ангелочки, пушистые облачка и напудренные мученицы. Повторюсь: впечатление довольно противное. Сладенькое.
В отдельном зале экспонируется икона Холмской Богоматери. По преданию - работы евангелиста Луки ("врача возлюбленного" ), не по преданию - Византия X-XI века. Выкладывать изображение я здесь не буду: во-первых, у меня рука не поднялась ее снимать, а во-вторых, даже профессиональные репродукции в ее случае похожи на оригинал не больше, чем яичница на божий дар. Тот же вариант, что и с Орантой в Софии Киевской.
От изображения сохранилось процентов шестьдесят, но и того достаточно. Все, что можно о ней сказать - она КЛАССНАЯ. Определения вроде "уникальная" и "потрясающая" страдают литературной бледной немочью, поэтому я прибегаю к сленгу: она КЛАССНАЯ. Смотреть на нее - все равно что "Stabat mater" слушать, потому что эта женщина, прижимающая к себе ребенка, уже в тот момент знала, чем все это закончится - Голгофой.
Единственное, что мешает восприятию - это расшитые рушники, развешанные по обе стороны иконы. Рушники вообще очень красивая штука, но этот стилистический разнобой - украинские мотивы рядом с ветхой Византией - создает немного странное впечатление. Ну и слишком яркая верхняя подсветка (она во всех залах очень неудачная). Правда, верхний свет не возбраняется по желанию выключать - что мы с тетушкой и сделали.
Пока мы сидели на музейной скамеечке и смотрели на Холмскую Богоматерь, в зальчик зашли две женщины. Судя по акценту - местные, судя по теме разговора - откуда-то из села. Перекрестились (икона чудотворная), и одна начала другой рассказывать, что в их сельской церкви есть копия этой иконы, и местные жители в знак благодарности сносят в церковь золотые украшения и этими украшениями икону обвешивают.
Я невольно представила себе древнюю византийскую Богоматерь, обвешанную ювелиркой, и мне стало нехорошо. Тетушке тоже. Если на свете есть вещь, которая меньше всего нуждается в обвешивании золотом, так это Холмская Божья Матерь. Все равно, что на Рафаэля бижутерии навесить. Я ни капли не сомневаюсь, что местные верующие делают это из самых искренних побуждений. Но, во-первых, зачем портить шедевр (пусть даже копию), а во-вторых, по-моему, куда лучше было бы отдать эти золотые финтифлюшки какому-нибудь детскому дому. Или больнице. Простите за приземленный практицизм и сниженный стиль, но думаю, Божья Матерь была бы куда как довольна.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/2/7/2/1272735/72633237.jpg)
В Луцке я хотела купить для нее каких-нибудь оригинальных игрушек. Мне грезилось нечто, может быть, в народной стиле - но как бы не так. Вместо народного стиля мне все попадались польские ангелочки. Вроде тех, из зала с католической живописью. Толстозадые, мордастые и с золотыми дудками.
Какая дрянь.
В Луцке, как известно, есть замок, костел, кирха и еще достаточное количество достопримечательностей. читать дальшеИ еще там живет моя тетушка. :-))) Я очень люблю свою тетушку - она знает толк в кофе и в музеях. Поэтому с утра мы сначала напились кофе, а потом пошли в музей волынской иконы.
В этом музее я уже была раньше. И в этот раз сходила с удовольствием - и в будущем тоже ходить буду. Чего и всем желаю. Потому что такого вы больше нигде не увидите.
Волинская иконопись - это вообще отдельное явление. Византийское влияние, контакты с московской школой - это само собой. Но что здесь больше всего трогает - это местные реалии. Сельские иконописцы-самородки что видели, то и рисовали. На большинстве икон - отчетливо узнаваемый антропологический тип : темные глаза, темные волосы, нос длинный, переносица высокая. Половина населения Волыни выглядит точь-в-точь также. Даже эти глаза чуть навыкате и подбородок, переходящий в шею - не византийщина, а специфически местные проблемы с щитовидкой (Волынь - йододефицитный регион).
Снимки из музея:
![]() Иов Кондзелевич. Пророки. Начало XVIII ст. | ![]() Ветхозаветная Троица. Середина XVIII ст. |
Еще в музее есть зальчик с католической живописью XVIII-XIX веков. но смотреть там не на что. Местные живописцы подражали полякам, поляки обезьянничали у немцев, а немцы явно копировали итальянцев. Результатом этого троюродного копирования стала слащавая бездарная мазня. После полутора этажей народной иконописи она производит довольно-таки противное впечатление. "Родные" волынские евангелисты, архангелы и Юрии-змееборцы могли быть лопоухими, зобатыми и пучеглазыми, но при этом они были живые и настоящие. А тут - красивенькая мертвечина.Трафаретные ангелочки, пушистые облачка и напудренные мученицы. Повторюсь: впечатление довольно противное. Сладенькое.
В отдельном зале экспонируется икона Холмской Богоматери. По преданию - работы евангелиста Луки ("врача возлюбленного" ), не по преданию - Византия X-XI века. Выкладывать изображение я здесь не буду: во-первых, у меня рука не поднялась ее снимать, а во-вторых, даже профессиональные репродукции в ее случае похожи на оригинал не больше, чем яичница на божий дар. Тот же вариант, что и с Орантой в Софии Киевской.
От изображения сохранилось процентов шестьдесят, но и того достаточно. Все, что можно о ней сказать - она КЛАССНАЯ. Определения вроде "уникальная" и "потрясающая" страдают литературной бледной немочью, поэтому я прибегаю к сленгу: она КЛАССНАЯ. Смотреть на нее - все равно что "Stabat mater" слушать, потому что эта женщина, прижимающая к себе ребенка, уже в тот момент знала, чем все это закончится - Голгофой.
Единственное, что мешает восприятию - это расшитые рушники, развешанные по обе стороны иконы. Рушники вообще очень красивая штука, но этот стилистический разнобой - украинские мотивы рядом с ветхой Византией - создает немного странное впечатление. Ну и слишком яркая верхняя подсветка (она во всех залах очень неудачная). Правда, верхний свет не возбраняется по желанию выключать - что мы с тетушкой и сделали.
Пока мы сидели на музейной скамеечке и смотрели на Холмскую Богоматерь, в зальчик зашли две женщины. Судя по акценту - местные, судя по теме разговора - откуда-то из села. Перекрестились (икона чудотворная), и одна начала другой рассказывать, что в их сельской церкви есть копия этой иконы, и местные жители в знак благодарности сносят в церковь золотые украшения и этими украшениями икону обвешивают.
Я невольно представила себе древнюю византийскую Богоматерь, обвешанную ювелиркой, и мне стало нехорошо. Тетушке тоже. Если на свете есть вещь, которая меньше всего нуждается в обвешивании золотом, так это Холмская Божья Матерь. Все равно, что на Рафаэля бижутерии навесить. Я ни капли не сомневаюсь, что местные верующие делают это из самых искренних побуждений. Но, во-первых, зачем портить шедевр (пусть даже копию), а во-вторых, по-моему, куда лучше было бы отдать эти золотые финтифлюшки какому-нибудь детскому дому. Или больнице. Простите за приземленный практицизм и сниженный стиль, но думаю, Божья Матерь была бы куда как довольна.
***
И еще немного о волынской иконописи. Когда мы возвращались домой, я еще раз убедилась, что местные иконописцы не врали. Меня окружали люди с лицами святых с сельских икон. На остановке курил ушастый парень - вылитый архангел Михаил (см. выше). В маршрутке рядом со мной сидела девушка, похожая на святую Варвару - в пальто, вязаной шапке и с полустершейся косметикой. Чуть поодаль сидела грузная тетка с лицом постаревшей местной мадонны - глаза навыкате, широкая переносица и вдавленный подбородок.
Бытие определяет сознание.
***
P.S.
Перед самым отъездом в Луцк я умудрилась купить елку. :-))) Искусственную, пушистую и очень симпатичную. Вот такую:
И еще немного о волынской иконописи. Когда мы возвращались домой, я еще раз убедилась, что местные иконописцы не врали. Меня окружали люди с лицами святых с сельских икон. На остановке курил ушастый парень - вылитый архангел Михаил (см. выше). В маршрутке рядом со мной сидела девушка, похожая на святую Варвару - в пальто, вязаной шапке и с полустершейся косметикой. Чуть поодаль сидела грузная тетка с лицом постаревшей местной мадонны - глаза навыкате, широкая переносица и вдавленный подбородок.
Бытие определяет сознание.
***
P.S.
Перед самым отъездом в Луцк я умудрилась купить елку. :-))) Искусственную, пушистую и очень симпатичную. Вот такую:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/2/7/2/1272735/72633237.jpg)
В Луцке я хотела купить для нее каких-нибудь оригинальных игрушек. Мне грезилось нечто, может быть, в народной стиле - но как бы не так. Вместо народного стиля мне все попадались польские ангелочки. Вроде тех, из зала с католической живописью. Толстозадые, мордастые и с золотыми дудками.
Какая дрянь.
Ну а почему бы ему и не быть тесным? :-))) Почему бы владельцу сайта про имена и не ездить время от времени в Луцк? :-) Я люблю ездить на Западную Украину, там есть что посмотреть.
Узнала то о вашем дневнике из записи Sectumsempra.
Очень тесен