В
английской википедии попалась занятная штука – завещание Генделя (а полностью его можно прочитать
вот здесь). Завещание написано на английском языке и несколько раз переписывалась, потому что получатели постоянно норовили помереть раньше завещателя.
Судя по нижеприведенному тексту, Генделю было что завещать. Тогдашний фунт, как утверждают
британские архивы, равнялся примерно 85 фунтам нынешним. Или же 129 нынешним же долларам (это так, для примера). А фунтов у Генделя было, мягко говоря, до черта. И завещал он их вместе с прочим своим имуществом следующим образом:
читать дальше
1. Питеру Ле Блонду (слуге Генделя) – «мои одежду и белье и 300 фунтов». В следующей версии завещании было добавлено еще 200 фунтов, но Ле Блонд умер раньше Генделя, и 500 фунтов достались его племяннику. Белье и одежду Гендель завещал другому слуге – Джону де Берку.
2. Кристоферу Смиту (настоящее имя – Кристоф Иоганн Шмидт, секретарь Генделя и сын его старого друга) – «мой большой клавесин, мой маленький домашний орган и 500 фунтов». В следующей версии завещания добавлено еще 1 500 фунтов.
3. Джеймсу Хантеру (другу Генделя) – 500 фунтов + еще 200 по следующему завещанию.
4. «Моему кузену Кристиану Готлибу Генделю из Копенгагена» - 100 фунтов. Кузен Кристиан умер раньше Генделя, и Гендель впоследствии завещает по 300 фунтов его сестрам.
5. «Моему кузену магистру Кристиану Августу Роту из Галле, в Саксонии» - 100 фунтов + еще 200 по следующему завещанию.
6. Вдове Георга Тауста, пастора из Гибихенштейна (тетке Генделя по матери) – 300 фунтов, и шестерым ее детям – по 200 фунтов каждому. Вдова и один из ее отпрысков умерли раньше Генделя, поэтому вся сумма была поделена между оставшимися детьми.
7. «Моей дорогой племяннице Иоганне Фредерике Флерхен» (дочери любимой сестры Генделя) – вся банковская рента Генделя (практически основная часть состояния).
8. «Доктору Морреллу из Тернем-Грин» - 200 фунтов.
9. «Мистеру Ньюбургу Гамильтону с Олд-Бонд-стрит, который помогал мне подгонять тексты к некоторым моим сочинениям» - 100 фунтов.
10. Джорджу Эмианту, эсквайру – 200 фунтов, «которые я прошу его принять в возмещение тех хлопот, которые доставит ему устройство моих дел» (Эмиант вместе с Иоганной Фредерикой Флерхен был назначен исполнителем завещания) + еще 200 по следующему завещанию.
11. Томасу Брамвеллу (слуге Генделя) – 300 фунтов «с условием, что он будет оставаться при мне до моей смерти». Брамвелл выполнил условие и получил после смерти Генделя еще 70 фунтов впридачу.
12. Джону Ричу, эсквайру (директору Ковент-Гардена) – «мой большой орган, установленный в Королевском Театре в Ковент-Гардене».
13. Чарльзу Дженненсу, эсквайру – «два рисунка работы Деннера, изображающие голову старика и голову старухи».
14. ------ Гренвиллу (имя пропущено), эсквайру – «пейзаж с видом Рейна работы Рембрандта и еще один, того же мастера, которые он подарил мне некоторое время назад».
15. «Приюту для найденышей» (Foundling Hospital) - «истинную копию партитуры и все части моей оратории «Мессия» (дар более чем щедрый – передача партитуры означала передачу авторских прав на исполнение, а авторские права в Англии соблюдались неукоснительно и приносили их владельцам немалый доход. Для примера, исполнение «Мессии» с 1750 по 1759 год принесло Генделю 6 955 фунтов, которые он регулярно передавал тому же «Приюту найденышей»).
16. «Членам правления «Общества помощи бедным музыкантам и их семьям» - 1 000 фунтов с тем, чтобы они наилучшим образом распорядились ими в благотворительных целях».
Далее следует еще полтора десятка пунктов с упоминанием самых разнообразных лиц – от знакомых музыкантов до парфюмера с Бонд-стрит. Есть и вот такой интересный пункт:
«Я надеюсь получить разрешение декана и капитула Вестминстера на то, чтобы меня похоронили в Вестминстерском аббатстве, частным образом, на усмотрение моего душеприказчика мистера Эмианта; и я желаю, чтобы вышеназванный душеприказчик установил памятник над моей могилой, на что завещаю 600 фунтов».
Забегая вперед, скажем: мистер Эмиант волю покойного выполнил. И поставил Генделю памятник – вот такой:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/2/7/2/1272735/54025323.jpg)
“In witness whereof I have hereunto set my hand and seal, this eleventh day of April, 1759.
G. F. Handel.
Это последние строки, которые написал Гендель. Через три дня великий немец скончался.
Ну, а чтобы не было грустно читать завещания и смотреть на надгробия, можно почитать Ромена Роллана:
«В ту эпоху, когда лондонская Опера представляла собой поле битвы между приверженцами Фаустины и Куццони и когда обе примадонны вцеплялись друг другу в волосы в самом разгаре представления под улюлюканье зала, где первое место занимала принцесса Уэльская, — фарс Колли Сайбера, изобразивший на сцене эту историческую потасовку, рисует Генделя как единственного из всех сохранившего самообладание среди гвалта. «Я того мнения, — говорил он, — чтобы дать им подраться спокойно. Коли хотите покончить с этим, подлейте масла в огонь. Когда они устанут, их ярость спадет сама собой». И для скорейшего окончания битвы, он поощрял ее громкими ударами в литавры». (Полный текст)
Представляете картинку?
А еще можно послушать генделевские концерты. Например, вот этот:
И тоже с тем же результатом.
Интересно просто, много ли там Генделя в тексте
И в каком виде Р. Роллан его читал?
Да, как же! Переводы Бальзака у нас до сих пор в цифре не все - с бумаги читаю, а у меня уже глаза как-то отвыкли, что нельзя шрифт себе укрупнить до нужного размера.
И в каком виде Р. Роллан его читал?
По-аглицки, наверное. Вряд ли кто-то разогнался переводить его на французский.
Кстати, еще вопрос, читал ли. Мог ведь просто встречать упоминания где-нибудь. Не Шекспир же.
Мог ведь просто встречать упоминания где-нибудь да, бывает, кто-то один упомянул и пошло-поехало... Вчера пока искала, только на предложения библиотек в виде микрофильма натыкалась...