"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Снег вчера был как в лучшие времена моего детства, так что поехала я с фотоаппаратом в центр. Излюбленным маршрутом: по фуникулеру с Почтовой к Михайловскому, потом пешком вниз по Андреевскому спуску на Подол. Кругом - благолепие, елочки, купола заснеженные и проч., и проч.
На Владимирской горке:
читать дальше
Владимир в снегу:
Всякое заснеженное возле Михайловского:
Сам Михайловский (сзади, естественно: поскольку я люблю ездить на фуникулере, я всегда подхожу к нему сзади, тем более, с этой стороны у меня еще и любимая фреска есть - с внезапно неканоничным Михаилом-брюнетом):
Бювет Святой источник:
Михайловский - тоже сзади, но уже поближе. Он, конечно, новодельная реставрация, но я все равно его люблю. :-))
Михаил-брюнет:
Трапезная церковь Иоанна Крестителя. Вот это как раз не новодел - это натуральное казацкое барокко начала восемнадцатого века. Когда в тридцатых годах большевики сносили Михайловский, до трапезной у них руки почему-то не дошли, так что мы до сих пор можем ее лицезреть практически в первозданном виде:
Михайловский с фасада:
Въездная колокольня:
Вид с площади. Вот это серое уродище в левом углу - это сталинский ампир, строенный в тридцатых годах (сейчас здесь квартирует наш МИД). Собственно, из-за этого серого пиздеца Михайловский Златоверхий монастырь и снесли - нахера Киеву памятник архитектуры начала двенадцатого века, мы лучше справа от площади забубеним еще одно точно такое же серое уродище, и будет у нас зашибись красота и симметрия! Второе уродище, однако, почему-то так и не построили, но Михайловский, тем не менее, снесли к хренам - хорошо, хоть часть фресок и мозаик разрешили перед этим вывезти (сейчас половина из них хранится по соседству, в Софии, а вторая половина болтается где-то по российским музеям).
Соответственно, тот Михайловский, что мы сейчас видим, - это реконструкция, отстроенная в конце девяностых. Причем отстроенная довольно точно - вот, для сравнения, открытка 1888 года из Википедии:
Понятное дело, первоначально (в двенадцатом веке, при Святополке aka Михаиле II Изяславиче) Михайловский выглядел несколько не так, но это уже чисто киевская специфика: у нас в городе не сохранилось ни одного древнерусского храма в первозданном виде. Вот в соседнем Чернигове - там да, есть, а у нас их, во-первых, монголы в свое время изрядно покалечили (в том числе в процессе обдирания золотища с куполов), а во-вторых, к семнадцатому-восемнадцатому веку они все уже настолько требовали капремонта, что легче было их частично перестроить, чем ремонтировать. Ну а поскольку на дворе стояла эпоха казацкого барокко, то в стиле этого барокко и перестраивали: двухъярусные купола-луковички, отдельно стоящая колокольня формата "выдержу любой артиллерийский обстрел", ну еще и стены любили в какой-нибудь симпатичный цвет выкрасить (поэтому Михайловский, например, сейчас голубенький).
Вид на другую сторону площади - на Софию в снегу. Кто никогда не обращал внимания, смотрите: такая же въездная колокольня, такие же двухъярусные луковички - это тоже позднесемнадцативечный барочный ремонт. :-)))
Еще на площади: апостол Андрей, Ольга и Кирилл с Мефодием. Не то чтобы я сильно люблю конкретно эту визуализацию Кирилла с Мефодием, но просто так пройти мимо памятника людям, которые ИЗОБРЕЛИ ЦЕЛУЮ ПИСЬМЕННОСТЬ!!!1111, никогда не могу. :-))
Идем дальше: Андреевская. Может, это у меня просто локальный патриотизм, но, по-моему, лучше Андреевской церкви Растрелли в жизни никогда ничего не проектировал. :-))
Рядом с Андреевской - Проня и Голохвастов (а кому же еще здесь быть). Тоже никогда не могу спокойно пройти мимо. :-))
Виды с Андреевской на Подол в снегу:
Андреевская четыре года была закрыта на реставрацию и вот недавно наконец открылась. Отреставрированный барочный иконостас (Антропов, Вишняков и многочисленная украинско-русско-немецкая команда, ваявшая все это по проекту франкоитальянца Растрелли):
Вот эта золотая штука посередине, окруженная лучами, -масонское Всевидящее Око (там у него по центру и треугольничек с тетраграммоном есть, кто хочет - может кликнуть по фотографии и посмотреть в оригинальном разрешении):
"Распятие с предстоящими":
Купол - восемь архангелов и Господь Саваоф по центру:
Царские врата. За вратами - "Тайная вечеря" Антропова. Зайти за врата и посмотреть "Вечерю" поближе (и вообще рассмотреть обратную сторону иконостаса) не дают, хотя могли бы и пускать: пусть это и действующая церковь, но в то же время и нормальный государственный музей. ((
Архангел Михаил из нижнего ряда иконостаса:
Там же - Гавриил с лилией:
Богоматерь с Младенцем (предположительно, вишняковская):
Там же: таинство крещения и таинство миропомазания. На остальных пяти таинствах у меня закончилось место на карте памяти(потому что оказалось, что там до сих пор лежит еще прошлогодняя Франция). Так что пришлось делать перерыв, чистить карту, а потом на таинства у меня уже не хватило времени. (
Подкупольные медальоны с евангелистами. Вообще, их, конечно, четыре, но два дальних перекрывает иконостас (за который, как уже говорилось, не пускают). Марк:
И Лука. Не знаю, чьей работы, но вот это как раз такое типичное-типичное народное казацкое барокко: Лука тут явно ближайший родственник то ли Сагайдачного, то ли казака Мамая, и вообще, ему здорово не хватает гетманской булавы в руке. Совсем родной, в общем. :-))
Кафедра. Довольно редкая штука для наших широт, потому как в православной архитектуре обычно обходятся без нее, хотя для соседей-католиков - это стандартный предмет церковного обихода. Восемнадцатый век, внизу - ангелы, на перилах и балкончике - евангельские притчи (которые тоже не помешало бы реставрировать).
Упорно пытаюсь вспомнить, где еще я видела в православной церкви кафедру: кажется, в Козельце, но искать винт с козелецкими фотографиями уже сил нет. (
Из музейной экспозиции. Образчик восемнадцативечной каллиграфии: внутриведомственная переписка с митрополитом Киевским насчет утверждения штата работников храма:
"Апостол" 1790 года, отпечатанный в Лаврской типографии:
В "Апостоле" интересный евангелист Лука - с крылатым тельцом. Тоже довольно нестандартная штука: обычно тельцу у нас крыльев не додают (это ж не крылатый марковский лев, распиаренный Венецией) - вон, у упоминавшегося выше "казацкого" Луки на барочном медальоне под куполом - корова себе и корова, никаких крыльев...
Вышли из церкви. Вид на Андреевский спуск:
Андреевская - вид снизу. Смеркается, подсветка еще не зажглась, но свет в окошках горит:
Еще Андреевский спуск. "Замок Ричарда" в снегу:
Ярослав стортом макетом Софии Киевской:
Внизу на Контрактовой площади - колесо и елочка-каруселька:
А снег валит и валил. :-)) И подсветка наверху в Андреевской наконец-то зажглась.
Ну и напоследок в качестве офтопа. Поехала я после Контрактовой к подруге на Петровку, на книжный рынок. И обнаружила у нее на точке детский супердевайс: СНЕЖКОЛЕП.
Ага. Чтоб снежки лепить. Оказывается, это я просто темный и отсталый элемент: вся прогрессивная общественность давно уже лепит снежки вот такой хреновиной.
Бывает еще и оптовый вариант - сразу на пять снежков (на контейнер для хранения яиц похож). Но, по-моему, все равно все это читерство и не тру!
На Владимирской горке:
читать дальше
Владимир в снегу:
Всякое заснеженное возле Михайловского:
Сам Михайловский (сзади, естественно: поскольку я люблю ездить на фуникулере, я всегда подхожу к нему сзади, тем более, с этой стороны у меня еще и любимая фреска есть - с внезапно неканоничным Михаилом-брюнетом):
Михайловский - тоже сзади, но уже поближе. Он, конечно, новодельная реставрация, но я все равно его люблю. :-))
Михаил-брюнет:
Трапезная церковь Иоанна Крестителя. Вот это как раз не новодел - это натуральное казацкое барокко начала восемнадцатого века. Когда в тридцатых годах большевики сносили Михайловский, до трапезной у них руки почему-то не дошли, так что мы до сих пор можем ее лицезреть практически в первозданном виде:
Михайловский с фасада:
Въездная колокольня:
Вид с площади. Вот это серое уродище в левом углу - это сталинский ампир, строенный в тридцатых годах (сейчас здесь квартирует наш МИД). Собственно, из-за этого серого пиздеца Михайловский Златоверхий монастырь и снесли - нахера Киеву памятник архитектуры начала двенадцатого века, мы лучше справа от площади забубеним еще одно точно такое же серое уродище, и будет у нас зашибись красота и симметрия! Второе уродище, однако, почему-то так и не построили, но Михайловский, тем не менее, снесли к хренам - хорошо, хоть часть фресок и мозаик разрешили перед этим вывезти (сейчас половина из них хранится по соседству, в Софии, а вторая половина болтается где-то по российским музеям).
Соответственно, тот Михайловский, что мы сейчас видим, - это реконструкция, отстроенная в конце девяностых. Причем отстроенная довольно точно - вот, для сравнения, открытка 1888 года из Википедии:
Понятное дело, первоначально (в двенадцатом веке, при Святополке aka Михаиле II Изяславиче) Михайловский выглядел несколько не так, но это уже чисто киевская специфика: у нас в городе не сохранилось ни одного древнерусского храма в первозданном виде. Вот в соседнем Чернигове - там да, есть, а у нас их, во-первых, монголы в свое время изрядно покалечили (в том числе в процессе обдирания золотища с куполов), а во-вторых, к семнадцатому-восемнадцатому веку они все уже настолько требовали капремонта, что легче было их частично перестроить, чем ремонтировать. Ну а поскольку на дворе стояла эпоха казацкого барокко, то в стиле этого барокко и перестраивали: двухъярусные купола-луковички, отдельно стоящая колокольня формата "выдержу любой артиллерийский обстрел", ну еще и стены любили в какой-нибудь симпатичный цвет выкрасить (поэтому Михайловский, например, сейчас голубенький).
Вид на другую сторону площади - на Софию в снегу. Кто никогда не обращал внимания, смотрите: такая же въездная колокольня, такие же двухъярусные луковички - это тоже позднесемнадцативечный барочный ремонт. :-)))
Еще на площади: апостол Андрей, Ольга и Кирилл с Мефодием. Не то чтобы я сильно люблю конкретно эту визуализацию Кирилла с Мефодием, но просто так пройти мимо памятника людям, которые ИЗОБРЕЛИ ЦЕЛУЮ ПИСЬМЕННОСТЬ!!!1111, никогда не могу. :-))
Идем дальше: Андреевская. Может, это у меня просто локальный патриотизм, но, по-моему, лучше Андреевской церкви Растрелли в жизни никогда ничего не проектировал. :-))
Рядом с Андреевской - Проня и Голохвастов (а кому же еще здесь быть). Тоже никогда не могу спокойно пройти мимо. :-))
Виды с Андреевской на Подол в снегу:
Андреевская четыре года была закрыта на реставрацию и вот недавно наконец открылась. Отреставрированный барочный иконостас (Антропов, Вишняков и многочисленная украинско-русско-немецкая команда, ваявшая все это по проекту франкоитальянца Растрелли):
Вот эта золотая штука посередине, окруженная лучами, -
"Распятие с предстоящими":
Купол - восемь архангелов и Господь Саваоф по центру:
Царские врата. За вратами - "Тайная вечеря" Антропова. Зайти за врата и посмотреть "Вечерю" поближе (и вообще рассмотреть обратную сторону иконостаса) не дают, хотя могли бы и пускать: пусть это и действующая церковь, но в то же время и нормальный государственный музей. ((
Архангел Михаил из нижнего ряда иконостаса:
Там же - Гавриил с лилией:
Богоматерь с Младенцем (предположительно, вишняковская):
Там же: таинство крещения и таинство миропомазания. На остальных пяти таинствах у меня закончилось место на карте памяти
Подкупольные медальоны с евангелистами. Вообще, их, конечно, четыре, но два дальних перекрывает иконостас (за который, как уже говорилось, не пускают). Марк:
И Лука. Не знаю, чьей работы, но вот это как раз такое типичное-типичное народное казацкое барокко: Лука тут явно ближайший родственник то ли Сагайдачного, то ли казака Мамая, и вообще, ему здорово не хватает гетманской булавы в руке. Совсем родной, в общем. :-))
Кафедра. Довольно редкая штука для наших широт, потому как в православной архитектуре обычно обходятся без нее, хотя для соседей-католиков - это стандартный предмет церковного обихода. Восемнадцатый век, внизу - ангелы, на перилах и балкончике - евангельские притчи (которые тоже не помешало бы реставрировать).
Упорно пытаюсь вспомнить, где еще я видела в православной церкви кафедру: кажется, в Козельце, но искать винт с козелецкими фотографиями уже сил нет. (
Из музейной экспозиции. Образчик восемнадцативечной каллиграфии: внутриведомственная переписка с митрополитом Киевским насчет утверждения штата работников храма:
"Апостол" 1790 года, отпечатанный в Лаврской типографии:
В "Апостоле" интересный евангелист Лука - с крылатым тельцом. Тоже довольно нестандартная штука: обычно тельцу у нас крыльев не додают (это ж не крылатый марковский лев, распиаренный Венецией) - вон, у упоминавшегося выше "казацкого" Луки на барочном медальоне под куполом - корова себе и корова, никаких крыльев...
Вышли из церкви. Вид на Андреевский спуск:
Андреевская - вид снизу. Смеркается, подсветка еще не зажглась, но свет в окошках горит:
Еще Андреевский спуск. "Замок Ричарда" в снегу:
Ярослав с
Внизу на Контрактовой площади - колесо и елочка-каруселька:
А снег валит и валил. :-)) И подсветка наверху в Андреевской наконец-то зажглась.
Ну и напоследок в качестве офтопа. Поехала я после Контрактовой к подруге на Петровку, на книжный рынок. И обнаружила у нее на точке детский супердевайс: СНЕЖКОЛЕП.
Ага. Чтоб снежки лепить. Оказывается, это я просто темный и отсталый элемент: вся прогрессивная общественность давно уже лепит снежки вот такой хреновиной.
Бывает еще и оптовый вариант - сразу на пять снежков (на контейнер для хранения яиц похож). Но, по-моему, все равно все это читерство и не тру!
Эх... из-за короны неизвестно кoгда опять доеду...
И сегодня обещаются: объявлено штормовое предупреждение,
и я застряну нахрен в пробках, потому что мне сегодня в офис с ДВРЗ на Оболонь ехать.