Я опять дико хочу в Рим
(желательно, в Древний), но мне ни черта не светит, потому что нас в Европы с нашей заболеваемостью пока не пускают. Втихаря утешаю себя тем, что по такой жаре я все равно никуда не ездец и что у меня хорошая зрительная память и куча фотографий. Так что в рамках домашней психотерапии покажу позапрошлогодний Поццуоли - он же древнеримские Путеолы.
Сейчас это по факту пригород Неаполя (двадцать минут на общественном транспорте от площади Гарибальди), а в древнеримские времена это был крутой порт, некогда построенный греками, потом отжатый у греков самнитами, а потом сюда пришли римляне и привели все к своему древнеримскому знаменателю. В частности, построили два амфитеатра для гладиаторских и прочих боев - один большой, другой поменьше. От того, что поменьше, на сегодняшний день почти ничего не осталось, а большой жив-здоров: можно съездить и посмотреть. Вот он:
Но к амфитеатру мы еще вернемся, а пока покажу вам местный городской вулканчик. Вулканов в здешних краях пруд пруди, потому что весь этот север Неаполитанского залива - жутко сейсмоактивная зона, и в Поццуоли время от времени внезапно что-нибудь проваливается: бац, и опустился городской райончик на пару метров вниз. И вообще это регион - это и есть те самые легендарные Флегрейские поля, где Зевс и иже сним сражались с гигантами. (Поэтому, видя на станции электрички указатель в духе "Campi Flegrei - это туда", нормальный человек не может не испытать телячьего восторга: сразу так и тянет посмотреть в расписании, нет ли там дальше станций "Аид" и "Тартар-сортировочный"... Впрочем, озеро Аверно, через которое Эней спускался в Аид, действительно наличествует - в пятнадцати минутах ходьбы от Поццуоли, но мы туда не добрались: времени не хватило и нога болела).
Короче, вот вам вулканчик Сольфатара. Между прочим, действующий: время от времени в нем что-то булькает, а по городу проносится целительный запах сероводорода, в честь которого, по одной из версий, древние Путеолы и получили свое название (puteo - "смердеть"). Правда, в наш приезд нам повезло, и ничем особым в Поццуоли не воняло
(хотя у меня гайморит, так что ничего не могу сказать наверняка).
К сожалению, снимать всю эту красоту пришлось через решетку закрытых ворот, потому что вулкан оказался ЗАКРЫТ НА РЕМОНТ. Нет, в самом деле, я не шучу: они там окружающую инфраструктуру в это время ремонтировали. Соответствующая табличка:
читать дальше
В итоге поглазели мы на Сольфатару через решетку и побрели несолоно хлебавши назад в центр города. Город по дороге:
А вот. наконец-то и амфитеатр (это мы к нему с тыла зашли). Строить его начали при Веспасиане, а закончили, кажется, при Тите, но, в любом случае, это было страшно популярное место и гордость Путеол: не хрен собачий, а третий по величине амфитеатр в Италии (больше него только Колизей и амфитеатр в Капуе)!!! И да, он и вправду здоровый: три яруса (было: третий до наших дней не дожил), площадь 149 на 116 метров, максимальная вместимость - 40 000 зрителей.
Главный вход. Вообще тут было четыре больших входа и еще несколько штук поменьше, растыканных по периметру, чтобы вся сорокатысячная толпа могла прийти и уйти без давки. Никогда не устану восхищаться римлянами: если хочешь построить современный стадион, можно смело тырить проект древнеримского амфитеатра и не морочить себе голову. Ну, разве что электротехническую часть самому проектировать придется.
Арена. В объектив она целиком хоть убей не влазит - разве что сверху с трибун снимать, но на трибуны простых смертных посетителей не пускают. (
Сценический Аренный люк. Отсюда на арену поднимали диких зверей и иногда гладиаторов для создания спецэффекта: не успеют зрители и глазом моргнуть, как бац - в красном углу ринга дикий африканский зверь носорог, в синем углу ринга лично dominus et deus noster император Луций Элий Аврелий Коммод, не перепутайте, кто есть кто...
На самом деле не знаю, дрался ли Коммод когда-нибудь в Путеолах, но вообще он это дело любил - хобби у императора было такое.
А это обычный маленький вход, из которого выпускали зверей, когда задействовать волшебный люк было не с руки:
Трибуны:
На трибунах в наши суровые времена вместо сорока тысяч древних римлян сидит сорок тысяч местных чаек, и все орут так, как будто на арене происходят особо жестские чаячьи гладиаторские бои.
Впрочем, бои не бои, но на отдельно взятую боевую чайку на арене мы все-таки напоролись. Идем себе, гуляем, никого не трогаем, как вдруг откуда-то снизу раздается утробный вой, в котором отчетливо слышится: "Пошли на-а-ах!.. Пошли на-а-ах!.."
В общем-то, мы еще на Искье убедились, что здешние чайки в брачный сезон вместо того, чтобы издавать свое унылое "кви-кви", завывают, как мартовские коты, но, клянусь Юпитером, это было неожиданно! Оказалось, эта пернатая дура свила себе гнездо прямо у прохода, снесла туда яйцо и теперь отгоняет всех праздношатающихся.
Как по мне, конечно, размножаться прямо на арене - затея, достойная премии Дарвина: в подземельях под ареной мы видели бродячую кошку, и, держу пари, бродит она здесь не одна. Но чайке явно было все по барабану: решив, что уничтожила нас морально, она уселась на свое яйцо и повернулась ко всему миру задницей.
Вход в закулисье подземелье под ареной:
Подземелья в амфитеатре по-римски добротные и, даже можно сказать, уютные. Строили, что называется, на совесть: небольшой косметический ремонт - и хоть жить туда заселяйся, облегчая итальянский жилищный кризис.
Обломки симпатичных капителечек:
Лестница наверх:
Коридор под большим люком в центре арены:
Подземельная кошка, потенциальный дегустатор чаячьего яйца:
Выходим из подземелья. Традиционная фотография "я и горшок" - никогда не могу пройти спокойно мимо античных горшков, а тут прямо под стенами амфитеатра такие славные стояли!
Там же, у входа бережно выставлены сохранившиеся остатки колонн, фрагменты статуй, украшавших фасад, а также могильные плиты, найденные в окрестностях:
Надгробная плита некоей Plautiae Euhodi libertae Tertullae - Плавтии Тертуллы, вольноотпущенницы Эвхода. Судя по местной справочной литературе, у этого Плавтия Эвхода, от которого Тертулла "унаследовала" свой номен вместе со статусом свободной женщины, была целая тьма вольноотпущенниц: где-то тут же должна была быть коллективная плита Плавтии Примигении, Плавтии Лауриллы, Плавтии Фесты и еще целой кучи освобожденных рабынь и рабов плюс сам Плавтий Эвход в придачу - но или мы на эту плиту не наткнулись, или у меня совсем уж зрение не то, чтобы нормально читать эпиграфику (кстати, реально не то: все глаза сломала, пока хоть что-то на этой плите разобрала).
Ноги. Не знаю, чьи, но не сомневаюсь, что по ночам они слезают с постамента и прогуливаются по амфитеатру.
Еще ноги:
На этом с путеольским амфитеатром все. Спускаемся ниже к морю:
А это мацеллум - древнеримский колхозный продовольственный рынок:
Этот мацеллум еще, бывает, упоминается под кодовым названием "храм Сераписа", но про храм - это вранье: просто когда в восемнадцатом веке впервые начали его раскапывать, то первым делом откопали статую Сераписа. Ну и решили - раз статуя, значит, не базар, а храм. Хотя, по факту, ничего невероятного в наличии на рынке статуи Сераписа нет: отгрохали же в древнем Чернигове двенадцативечные купцы прямо на рыночной площади храм Параскевы Пятницы, покровительницы торговли - так почему бы и Серапису на путеольском рынке не стоять? Очень удобно: с утра перед открытием лавки помолился, с первого выторга пару ассов богу отстегнул - глядишь, и день задался...
На территорию, к сожалению, не пускают, но можно походить покруг и поснимать с разных ракурсов:
Мол. Насыпан был тоже вроде как в древнеримские времена:
На камушках мола хорошо сидеть и фотографировать всякие приятные окрестные пейзажи:
Поднимаемся от мола наверх, к собору святого Прокла. Когда-то на месте собора стоял храм Августа, построенный по заказу местного купца Луция Кальпурния архитектором Луцием Кокцеем Авктом (который, помимо храма и прочих замечательных вещей, построил еще и чудесный подземный туннель между Неаполем и Путеолами - туннель потом покажу). Впоследствии (где-то в шестом веке) храм переделали в христианскую церковь в честь мученика Прокла - сотоварища святого Януария. За двести лет до того Прокла, Януария и еще пятерых человек местные власти попытались казнить, бросив на съедение зверям в большом путеольском амфитеатре (в том самом, в котором мы были вначале), но звери есть приговоренных отказались, и пришлось путеольской администрации казнить всех семерых у подножия Сольфатары путем отсечения головы. Потом мощи епископа Януария с его волшебной кровью отжал себе Неаполь на правах областного центра, а Прокл остался в Поццуоли. К сожалению, сфотографировать собор снаружи нереально - он стоит на довольно-таки крутой горке и практически со всех сторон зажат соседними зданиями, но зато с площадки возле колокольни открываются отличные виды на город:
Соборная колокольня:
Закоулки вокруг собора:
Увидев этих дядек с хоругвями у входа в собор, мы заподозрили неладное - и не ошиблись. Оказалось, в этот день отмечался какой-то большой местный праздник, и собор был набит битком - зайти внутрь было просто невозможно. Оставалось только торчать наверху на площадке и наблюдать, как внизу собираются почетные гости. Очень забавно: приезжает машинка, из нее вываливается толпа народа и бежит целоваться-обниматься с клиром, приезжает вторая машинка - повторяется та же церемония, приезжает целый караван полицейских тачек - из них выскакивает толпа здоровенных карабинеров и тоже бежит целоваться-обниматься с клиром...
Ну и, поскольку дело уже шло к вечеру, поглядели-поглядели мы на все это и пошли на электричку - пора было возвращаться в Неаполь. В неаполитанской электричке нет ничего интересного, поэтому лучше покажу напоследок более романтичный путь из Поццуоли в Неаполь - тот самый подземный туннель под холмом Позилиппо, построенный Луцием Кокцеем Авктом. Где его поццуольский "конец" - не знаю, мы там не были, а неаполитанский находится в парке Вергилия, в Пьедигротте. А так как Вергилий в неаполитанском средневековом фольклоре считался чем-то вроде местного Мерлина (маг, волшебник и вообще эзотерическая личность - ну, понятно: не может же нормальный человек так хорошо знать, как спуститься в преисподнюю и как там вообще обстоят дела), то в народе считалось, что этот туннель сам Вергилий и построил. Волшебным образом, естественно.
К несчастью, в 1917 году внутри туннеля что-то обвалилось, и его не расчистили до сих пор. И внутрь, соответственно, не пускают. Однако сам по себе вергилиевский парк замечательный - тут помимо туннеля есть еще фейковая гробница Вергилия и еще куча чудесных вещей, но про это я уже когда-то писала, так что если кому нужны дополнительные подробности - вам сюда.
Чайка крута)))
съездила разок во Францию и на тебе!
Угу. Сидим теперь все на голодном пайке и черт его знает, когда ЕС границы откроет . (
я с тоски отправилась прочесывать просторы своей родины.
Не средиземноморье, конечно, но хоть как-то развеяться можно...
MirrinMinttu
я знаю только, что Финляндия следит за двумя разработками, английской и китайской
Я по долгу службы коронавирусные новости отслеживаю, и что-то пока ВОЗ раньше следующего года ничего не обещает. Наш Минздрав говорит, что если дело с китайской вакциной выгорит, то две дозы будут стоить где-то в районе 40 баксов, но сроки, опять же, вилами по воде писаны.
Судя по финским статистикам, у нас от короны перемерло народа намного меньше, чем обычно умирает от гриппа.
У нас ориентировочно умерло столько же, но проблема в том, что у нас смерти от осложений от ОРВИ и гриппа в статистике регистрируются не как "ОРВИ и грипп", а по названию осложнения. А коронавирус наоборот - всегда регистрируется как "коронавирус", даже если человек от инсульта на фоне помер. Так что хрен сравнишь на самом деле.
что от гриппа никто не помер в этом году
О чудо! Впервые в истории человечества!.. :-)))
никогда не могу пройти спокойно мимо античных горшков почему?
на 3й фотке снизу жестикуляция прекрасна, хоть сейчас на фреску какую-нибудь!
почему?
Не знаю. Иррациональная страсть. :-)) Но только к целым - страсть к черепкам способен испытывать только археолог.
Кааакой амфитеатр, ых! А на трибунах, что - сиденья из досок? Крутила фотку так и сяк, не смогла понять. Или это просто укрепление конструкций?
У меня тоже иррациональная страсть к древней керамике, даже в черепках причём. Странное ощущение - ты трогаешь рукой то, что сделали другие руки тысячелетия назад.
сиденья из досок?
На одном секторе - да, там точно полноценные сиденья, а на остальных хз шо, и не рассмотришь толком. Посетителей на трибуны не пускают - провалиться можно.
трогаешь рукой то, что сделали другие руки тысячелетия назад
Ага. А еще в них была ЕДА. :-)))
Сама люблю это ощущение - вот по этим камушкам сам Юлий Цезарь ходил, и я теперь тоже хожу: привет тебе, высокочтимый диктатор, ты мне с самого детства страшно нравился!,