А вот это - редкая штука даже для такой глубинки, как Пуатье: романская церковь, умудрившаяся дожить до наших дней почти без переделок и перестроек. Называется она Нотр-Дам-ла-Гранд ("Большая Богоматерь"), и то, что мы сейчас видим, было начато в одиннадцатом веке и окончательно доведено до ума в двенадцатом.
До одиннадцатого века на этом месте тоже стояла церковь - с таким же названием (в тогдашних хрониках она упоминается как Sancta Maria Major - "большая церковь Девы Марии"), но что с ней случилось, что пришлось возводить новый вариант, - никто не знает. Может, обветшала, может, перестала вмещать всех желающих (город-то рос!) - во всяком случае, в 1086 году кардинал Эд де Шатильон, он же будущий папа Урбан II и будущий инициатор Первого крестового похода, торжественно освятил новенькую Нотр-Дам-ла-Гранд на радость всем пуатевенцам. После этого ее облик почти не менялся, разве что в шестнадцатом веке пристроили сзади несколько готических капеллочек для склепов городских шишек, а так - как была Большая Богоматерь романщина романщиной, так, слава тебе Господи, и осталась. :-))
читать дальше
Главная краса и гордость Нотр-Дам-ла-Гранд - это западный фасад с его невероятными скульптурами. Здесь есть апостолы, есть святые, есть ветхо- и новозаветные персонажи, а также 100500 деталечек, капителечек, модильончиков и прочих излишеств нехороших архитектурных украшений, изображающих, по большей части, такое, что и в горячечном бреду не увидишь (романский стиль как он есть, за это мы его и ценим!) :-))
Начнем с приличных персонажей. На самом верху, на фронтоне западного фасада - Христос в мандорле, ниже, в два ряда - двенадцать апостолов + двое добавочных местных святых епископов: Мартин Турский (он, считай, местный, Тур тут недалеко) и Иларий Пиктавийский (а этот вообще местная знаменитость, он тут еще в четвертом веке чудил прославился).
Вокруг Христа тетраморф (орел-ангел-лев-телец четырех евангелистов), сверху над ним - персонифицированные Солнце и Луна.
Сурового вида Солнце с метелкой пучком лучей и не менее суровая Луна:
Правая половина апостолов (верхний справа - святой Мартин):
Капители "апостольского" яруса крупным планом:
На среднем ярусе скульпторы, как и положено, откатывали каноническую библейскую программу с ключевыми сценами из обоих Заветов:
Адам и Ева, срывающие яблочко, + Навуходоносор на троне. В душе не ведаю, почему идеологи-заказчики сочли Навуходоносора настолько ключевым персонажем, что приказали его тут изобразить, но это точно Навуходоносор. Кто сомневается, может увеличить фотографии - там над ним подпись есть. :-))
Четыре пророка - Моисей, Иеремия, Исаия и Даниил:
Архангел Гавриил приносит Марии благую весть, справа от Марии - Иессей с усеченным вариантом Иессеева древа (поскольку места мало, древо растет у Иессея прямо из головы) и, наконец, крайний справа - царь Давид, который должен был музицировать на гуслях, но, поскольку верхняя половина туловища не сохранилась, не музицирует ни на чем.
Кстати, если кто вдруг обратил внимание на симпатичную тварь у Марии под ногами: это, граждане, Сатана. Вот он поближе:
Дальше (слева направо): встреча Марии с Елизаветой, Рождество, купание младенца Иисуса и задумчивый святой Иосиф, глядящий на это купание. Под Иосифом борются друг с другом два каких-то типа: может быть, это Иаков сражается с ангелом, а может, и нет - никто точно не знает.
Мария и Елизавета. Сзади них стоят две служанки и как бы говорят хозяйкам: ну, давайте, проходите в дом, чего на пороге-то обниматься...
Только что родившая Богоматерь (новорожденный в отдельной колыбельке, куда суют свои любопытные морды телята из вертепа), купание младенца и святой Иосиф. Почему Иосиф при этом такой грустный и задумчивый, я уже рассказывала.
Ну а теперь - фантастические твари. :-)) Тысячи их, и ни одна - заметьте, ни одна! - не повторяет другую. Даже мелкие монстрики на архивольтах все разные: у одного морда такая, у другого этакая, тот лапу вытянул сюда, этот туда - короче, копипаста в Средневековье была не в чести. В итоге перед этим фасадом можно стоять часами с разинутым ртом, испытывая приблизительно те же ощущения, что и в детстве, когда тебе достается толстая книжка с картинками: смотреть их не пересмотреть!
Теоретически, наверное, кое-кто из этих монстриков и может нести какую-то символическую нагрузку (там, собака = верность, козел = похоть, лев = сатана рыкающий, и проч., и проч.), но даже если и так, то все равно никакой стройной логической системы здесь нет, и толковать всех этих прелестных чудищ не возьмется даже самый упоротый искусствовед. Потому как очень велик шанс, что "автор хотел сказать, что он ничего не хотел сказать", а просто весело и радостно творил от балды - как в случае со свиньей со скрипкой в Руане.
Великолепные монструозные хари на модильонах и под ними. Тысячи их, и большая половина смотрит на зрителя с явно гастрономическим интересом:
Вообще же, насчет этих харь есть у нас с Элиссой свой хэдканон: когда в четвертом веке эти земли христианизировались, то самых крупных и опасных монстров (людоедов всяких, драконов и прочих) победоносное небесное воинство изничтожило. А мелкую безобидную нечисть не тронули: жалко же, они ведь хоть и твари, но все-таки Божии. С другой стороны, позволять им бесконтрольно шляться по территории тоже было бы не айс, поэтому мелких тварей взяли под свою руку местные святые, пристроив их по храмам как сторожевых собак - для охраны. Это, конечно, чистой воды синекура (ну зачем той же Богоматери вообще какая-то охрана?), но зато все вроде как при деле. Вот и скалятся с тех пор твари с фасадов - вспоминают, как они в прежние времена путничков по лесам пугали, но воли себе не дают: хозяева не позволяют.
Причем по качественному составу тварей сразу виден характер каждого святого: святой Иларий, например, мужик строгий, поэтому и твари у него в Сент-Илер-ле-Гран все как одна скучные. Ну ладно, на самом деле это потому что фасад в Сент-Илере восстанавливали с нуля в девятнадцатом веке и все модильоны там новодел. :-)) Большая Богоматерь всесильна и милосердна, она всех принимает, потому что может справиться с любым - так что хари у нее на модильонах куда разнообразнее. А святая Радегонда вообще женщина добрая и снисходительная: у нее в нефе вечно кто-нибудь то членом с модильона машет, то вагину демонстрирует, но Радегонде не привыкать - она в бытность свою замужем за буйным ебанатом королем Хлотарем и не такое видела...
Еще хари:
Моя самая любимая тварь. :-)) Прямо рыдает от восторга: "Ой, какие хорошенькие, ой, какие вкусненькие путники - сами, САМИ к нам на обед пришли!!!"
Эти тоже смотрят и облизываются:
На башенках церкви тоже живут твари - не менее занятные и не менее плотоядные:
Внутри у Большой Богоматери - типичный романский лес колонн (ну, не знали в ту эпоху другого способа поддерживать тяжелую крышу). В середине девятнадцатого века реставратор Шарль Жоли-Летерм в стремлении восстановить "все как было в Высоком Средневековье" раскрасил колонны в "романо-византийском" стиле (во всяком случае, так он себе его представлял). За это Жоли-Летерма современники разругали в пух и прах, а Гюисманс даже обозвал эту роспись "татуировкой", но я не Гюисманс, мне нравится.
Хоры:
Над хорами - остатки романских фресок. Теоретически это Небесный Иерусалим: Иисус + Агнец + Богоматерь с младенцем в мандорле + двенадцать апостолов вокруг, но на практике разобрать здесь что-либо очень сложно, потому как фрески сохранились хреново.
Капители колонн:
У большинства капителей мотивы растительные, более-менее "сюжетных" здесь только две - с Вознесением Господним и с неизвестной породы монстрами:
Семнадцативечная статуя Богоматери-С-Ключами. Чудо с ключами заключалось в следующем: якобы в 1202 году англичане, осаждавшие Пуатье, подкупили местного чиновника, чтобы тот украл ключи от города и открыл им ворота. Получив оговоренную мзду, чиновник честно пошел красть, но вот засада - ключей в мэрии не оказалось. Местный градоначальник тоже обнаружил пропажу, ринулся в панике в Нотр-Дам-ла-Гранд - молить Богоматерь о помощи - и увидел, что статуя Богоматери держит искомые ключи в руке. В ту же ночь Богоматерь явилась над стенами осажденного Пуатье вместе с двумя главными пуатевенскими святыми, святой Радегондой и святым Иларием, и англичане, не выдержав этого чудесного видения, то ли в ужасе бежали прочь, то ли в припадке помешательства перебили друг друга. Короче, закончилось все хорошо. :-))
Капелла святой Анны, пристроенная к основному зданию великим сенешалем Пуату Ивоном дю Фу в пятнадцатом веке. На алтаре - любимая средневековыми французами агитка "Дадим бой женской неграмотности!": святая Анна, обучающая Деву Марию чтению.
В той же капелле: очень хорошее шестнадцативечное "Положение во гроб", перенесенное сюда из какого-то монастыря.
Иоанн и Мария:
Теперь про витражи: ничего особо ценного на этот счет в Нотр-Дам-ла-Гранд нет, все здешние витражи сделаны в девятнадцатом веке, и художественная ценность у них соответствующая. Но есть и пара-тройка довольно приличных - "Чудо с ключами", например. Внизу - богомерзкие англичане под стенами Пуатье, в облаках - Иларий, Богоматерь с младенцем и Радегонда:
"Жанна д`Арк в Пуатье":
Людовик Святой вершит суд под дубом:
В той же капеллочке с витражом есть еще и статуя Людовика Святого с очень постным лицом:
Ну и в завершение, возвращаясь к теме фантастических тварей, могу показать змеехвостых ангелов с барочной кафедры семнадцатого века. Почему вдруг резчик решил изобразить их с такой... э-э-э... необычной для ангелов анатомией - не спрашивайте, не знаю. :-))
рисовали
лепили, то что виделиэто, граждане, Сатана
это, граждане, Сатана
Ну а вы думали, кто? :-)))))) Как есть враг рода человеческого. Тем более, Мария его попирает!
MirrinMinttu, да, Пуатье - это реально романский заповедник. Прям сокровищница.
И вообще такое чувство, что христианства там - сверху чуток припорошено, а основа - такой плотный языческий пласт. И татуированные колонны весьма в тему)))
Кафедральный барочный ангел мне напомнил экзотическую птичку с длинным хвостом, змеиного в нем как-то не увиделосьчитать дальше
Спасибо за экскурсию!
не очень страшными
Есть такое дело. :-)) Хотя да, может быть, вся фишка в свежести восприятия. В готике-то что: ну, дракон с разинутой пастью, ну, грифон с разинутой пастью - так мы этих драконов и грифонов с детства в книжках со сказками видим, привыкли уже. А тут - реально шизофреническая хтонь, каких только мутантов нет. :-))
попугаи
Не, там явное ощущение, что хвосты не перьевые, а типа как у ящерицы, только что у ящериц они не загнутые.
мы же с эволюционной точки зрения их еда. Но готические тоже, бывает, присматриваются: у святой Радегонды на готическом портале грифончики с явным интересом мир созерцали.