Ладно, продолжим шастать вокруг Шартрского собора.
Западный фасад - тот самый, который все страшно любят фотографировать
(потому что из всех фасадов он единственный, кто нормально влезает в кадр). Мало того, что он самый снимабельный, так он еще и самый старый: собственно, от предыдущей версии собора (до пресловутого пожара 1194 года) только и сохранилось, что западные порталы и южная башня (та, которая левая: правая, в стиле пламенеющей готики - это уже 15-16 век).

Старая башня:
читать дальше
"Новая" башня:

Западная роза и над ней стандартно-мастхевная галерея царей - с добродетельными царями израильскими (цари недобродетельные для таких галерей традиционно рылом не вышли):



Могу еще показать вид на западный фасад издали - с шизофренической дисторсией, которую устроил мне никоновский объектив и которая меня страшно веселит. :-))

Теперь подойдем поближе. Поскольку, в отличие от большей части собора, западный фасад у нас двенадцатого века, а не тринадцатого, то тут мы наблюдаем сплошную переходную романщину. Например, типично романские фантастические хари на модильонах - совсем как в Пуатье.






Порталы на этом фасаде, естественно, тоже романские - ну или плюс-минус переходная ступень от романщины к готике. И если персонажей на остальных двух фасадах мы еще можем худо-бедно идентифицировать, то здесь за давностию лет в половине случаев сам бог уже не разберет, кто есть кто.

Ну, а теперь поехали: центральный портал - со вторым пришествием Христа на тимпане. Вокруг Христа-судии старый добрый тетраморф - крылатый лев Марка, ангел Матфея, орел Иоанна Богослова и телец Луки, а прямо под ними - двенадцать апостолов плюс пророки Енох и Илия.


Придверные статуи - возможно, цари и царицы израильские, но это не точно. Могу только сказать, что та хорошая книжка, что мы купили в Шартре, утверждает, что вот эта удлиненность фигур как раз свидетельствует о переходе от романского стиля к готическому.










Левый портал - с Вознесением Господним (а на архивольтах у него наши старые знакомые знаки зодиака, да. :-)) Кстати, на колонне между коронованными дамами с центрального портала тоже они).


Статуи - опять-таки удлиненные и опять-таки неопознанные:





Кто-то попирает целующихся дракончиков (символизирующих то ли ересь, то ли еще какую гадость):

Теперь правый портал. Посвящен он Деве Марии, а народу возле него столько, потому что как раз начиналась утренняя рождественская месса.

Тимпан - стандартный "богородичный": на нижнем ярусе (слева направо) Благовещение, встреча Марии с Елизаветой, Рождество и поклонение волхвов, на среднем - Сретение (оно же Принесение во храм: по центру Мария протягивает Симеону Богоприимцу маленького Иисусика, обезглавленного какими-то вандалами), наверху - Мария с младенцем на троне.



Богородичные сюжеты тут, как я уже сказала, стандартно-типовые, зато вот фигурки на архивольтах - мягко говоря, небанальные. :-)) На архивольтах у нас, представьте себе, граждане, семь свободных искусств и семь выдающихся деятелей этих самых искусств! Да, темное, отсталое, мракобесное Средневековье в варварстве своем создавало царство света из витражей и прославляло на церковных порталах Эвклидов и Пифагоров, вот такие вот пироги. А вообще повторюсь в который раз: еще раз кто-нибудь при мне вякнет про "темное Средневековье" - уебу чем-нибудь тяжелым.
Искусства и деятели расположены в следующем порядке: снизу деятель, над ним искусство в виде дамы с соответствующими атрибутами. Вот вам левая половина (смотрим на внешний радиус архивольт): в самом низу, в основании архивольта - маленький Эвклид, над ним - его Геометрия, над Геометрией - то ли Цицерон, то ли Квинтилиан и Риторика, над Риторикой - Аристотель и его Диалектика.

Эвклид и мадам Геометрия крупным планом:

Цицерон (Квинтилиан?) и Риторика:

Аристотель и Диалектика:

Правая сторона, сверху вниз: Арифметика и Боэций, Астрономия и Птолемей, под Птолемеем - Грамматика (ее патрон, то ли Донат, то ли Присциан, в кадр не попал), а слева от Грамматики - Музыка с колокольчиками (седьмое свободное искусство на внешний архивольт не влезло, пришлось лепить его на внутренний).

Арифметика и Боэций:

Скукожившийся над грифельной доской Пифагор + Музыка с гуслями, скрипкой и колокольчиками, такой же скукожившийся Донат (или Присциан?) + Грамматика с книжкой, пучком розог и угнетенной школотой у ног; над Грамматикой - Птолемей.

Ну и, конечно, на правом портале тоже есть придверные статуи - такие же удлиненные и такие же неидентифицируемые, как и их коллеги с центрального и левого подъездов порталов:






Но зато на капителечках можно кое-что и опознать. :-)) Вон там, на крайней слева, Тайная Вечеря, на второй слева (той, что под сидящим Эвклидом) - поцелуй Иуды, что на следующей - не очень понятно, а на крайней правой, насколько я могу судить, Положение во гроб.

На углу западного и южного фасадов - солнечные часы с ангелом. Ну, или ангел с солнечными часами:


Далі буде...