
Я уже писала, что Шартрский собор - тот редкий случай, когда восьмисотлетнее здание умудрилось дожить до наших дней практически в первозданном виде: вот каким его видел Людовик Святой в тринадцатом веке, таким мы видим его и сейчас. Ни тебе "пришли гугеноты в XVI веке и все испохабили", ни разрушений во времена ВФР, ни бомбежек Первой и Второй мировых, после которых многие, не столь везучие соборы реставраторам пришлось восстанавливать практически с нуля.
На самом деле за спасение от бомбежек мы можем сказать спасибо человеку по имени Уэллборн Гриффит-младший. Это был полковник третьей армии Паттона, воевавшей во Франции во время Второй мировой. Американское командование считало, что немцы, все еще занимавшие Шартр, используют собор как статегический пункт для наблюдения за окрестностями, и приняло решение уничтожить его к чертовой матери. Мне так и не удалось найти никакой информации о том, был ли техасец Гриффит фанатом готической архитектуры - или же просто действовал из побуждений "зачем хорошую вещь бомбить", - но он настоял на том, что перед тем, как начинать бомбежку, хорошо бы проверить, действительно ли немцы используют собор.
"Окей, вот ты и проверишь", - сказало ему командование, и 16 августа 1944 года Гриффит, взяв с собой своего водителя, отправился в Шартр. То, что происходило дальше, вероятно, могло бы послужить сюжетом для шпионского боевика: Гриффит вместе с водителем пробрались в оккупированный город, проникли в собор и даже умудрились залезть на колокольню - обнаружив, что никаких немцев там и в помине нет. Повесив на колокольне американский флаг, Гриффит с водителем успешно выбрались из Шартра, но в конце того же дня нарвались на перестрелку с немцами под деревушкой Лев, где Гриффит и погиб. Он был награжден посмертно Крестом "За выдающиеся заслуги", Серебряной Звездой, французским орденом Почетного Легиона и еще кучей наград - и, согласитесь, это самое меньшее, что можно было сделать для человека, спасшего Шартрский собор.
Полковник Уэллборн Бартон Гриффит-младший (фото valor.militarytimes.com)

Ну а теперь еще раз полюбуемся на то, что он спас:
читать дальше




Лазерное шоу на западном фасаде:

Что находится внутри всего этого великолепия, я уже в предыдущих постах показывала, так что теперь пройдемся подробненько по экстерьеру. У собора три фасада - северный, западный и южный (с восточной стороны, как и положено, апсида, поэтому входа оттуда нет). На каждом из трех фасадов - по три портала, итого девять штук (что наверняка должно сильно радовать адептов нумерологии и прочих одержимцев ценителей гармонии небесных сфер)
(Кстати, совсем забыла: внутри собора, кроме охренительных витражей, имеется еще и средневековый лабиринт на полу (для проползания на коленях от начального пункта к конечному в целях имитации паломничества в Иерусалим), но поскольку мы были в Шартре на Рождество, то весь лабиринт был заставлен стульями для увеличившейся к празднику аудитории, так что показать эту интересную штуку я вам не могу).
А теперь - северный фасад (мы просто жили к северу от собора, так что обзор всякий раз начинали именно с него :-))) Чудо как хорош ранним зимним утром, когда солнце только начинает выползать из-за крыш.





Центральный портал: на фронтоне - коронация Девы Марии, под коронацией - ее же успение и вознесение, на портальном столбе - Анна, бабушка Иисуса, с маленькой Марией на руках. У части персонажей отбиты головы - то ли гугеноты постарались, то ли народные массы во времена ВФР, точно не помню.



По бокам центрального входа - десять выдающихся деятелей Ветхого и Нового Заветов, по пятеро с каждой стороны. Начинаем справа: Исаия, Иеремия, Симеон Богоприимец с маленьким Иисусом на руках, Иоанн Креститель с обязательным агнцем на тарелке и апостол Петр с ключами.



Под ногами каждого из деятелей - офигительно изваянное подножие. Причем здесь есть своя семантико-идеологическая тонкость: если святой/пророк/благочестивый царь стоит на чем-нибудь хорошем - на добродетели какой-нибудь, например, - то считается, что он на нее опирается, а если на чем-нибудь поганом (на драконе, символизирующем ересь, или еще на чем-нибудь в том же духе), то он это попирает. Короче, обоснуй церковного искусства - наука тонкая, это вам не матан, тут головой думать надо!
Вот Исаия, например, опирается на спящего Иессея, отца Давида (на этот раз без древа - древо, видимо, в композицию никак не влезало):

А Иоанн Креститель со своим ягненком, наоборот, попирает сатанинские силы:



Чуть поодаль от уважаемых деятелей - некий неопознанный персонаж (похоже, пророк Илия), за подол которого цепляется ребенок:


Деятели слева: Мельхиседек с кадильницей, Авраам, готовящийся принести в жертву маленького Исаака, Моисей с медным змием, то ли Аарон, то ли Самуил с жертвенным барашком и царь Давид с копьем.

Ягненок под Авраамом:

Моисей и змий-жезл:


Правый портал (тот самый, который с зодиаком на внешних архивольтах, ага):


На тимпане - Иов, лежащий на гноище, рядом с ним воющий (очевидно, от злости) дьявол, а сверху на все это действо сурово взирает сам Господь:

Вообще на северном фасаде очень много ветхозаветных персонажей, и это не просто так, а в рамках традиции: считалось, что все, что было до рождения Христа - это темное (хоть и славное) прошлое, а северная сторона любого здания, как вы понимаете, всегда самая темная сторона и есть.
Под гноищем Иовом - Соломонов суд:

На архивольтах, кроме уже упоминавшихся знаков зодиака, имеется масса всяких персонажей из Ветхого Завета, включая двух деятелей, борющихся со львами (по льву на каждого), и один из них, по логике вещей, должен быть Самсоном. А может быть, даже и оба сразу.

Самсон (?) №1:

Самсон (?) №2:

Просто лев, спящий в основании архивольта:

А из-под основания другого архивольта выглядывает вот такое... честно говоря, я даже не знаю, как его назвать. :-))


Привратные статуи слева: Валаам, опирающийся на свою ослицу, царица Савская, опирающаяся на раба-мавра и царь Соломон, опирающийся на некоего неизвестного персонажа в капюшончике, причем отвратное выражение лица обладателя капюшона заставляет заподозрить, что, может быть, Соломон на него не опирается, а попирает.







"Правые" статуи: Иисус сын Сирахов, Юдифь (или Девора, но похоже, что Юдифь, потому что опирается она на собаку - символ преданности) и Иосиф Прекрасный.



Иосиф Прекрасный вблизи:

Иосиф попирает жену Потифара, прислушивающуюся к советам дьявола (и, судя по выражению ее лица, дьявол ей та-а-акое интересное рассказывает...).
"Да ты шо?!"


И, наконец, третий портал - левый:

Тут у нас рождественская тематика в ассортименте: собственно Рождество (на фронтоне внизу слева), поклонение пастухов (там же, внизу справа) и поклонение волхвов (в верхней части фронтона). По забавному стечению обстоятельств, именно 25 декабря мы этот портал и фотографировали - утро, морозец, из-за дверей орган слышен (рождественская служба за души Чистилища идет), вокруг сплошной Ветхий Завет пополам с Новым... Давненько я не проводила рождественское утро так благочестиво! :-))

Типичная тринадцативечная композиция: Мария лежит на ложе отдельно, младенец - в колыбели отдельно, в сторонке сидит пригорюнившийся святой Иосиф (не путать с Иосифом Прекрасным!) с довольно-таки растерянным видом (моя жена родила, а отец - не я!); из правого угла выглядывает ангел, возвещая пастухам о рождении Христа, а сверху из лож первого яруса за всем этим наблюдают остальные ангелы.

Кстати, насчет растерянного Иосифа я не шучу: в средневековом искусстве он фигура странноватая, если не сказать комичная. Это потом уже его станут изображать симпатичным пожилым дядей весьма достойной и солидной внешности, а в Средние века к нему, похоже, не очень-то понимали, как относиться. С одной стороны, да, он святой. С другой - мужик должен быть в доме хозяином и командовать женой, а как ты будешь командовать женой, если она у тебя Богородица? И, тем более, ребенок не от него... В итоге, средневековый Иосиф вечно получается тихим старичком-рогоносцем-подкаблучником, который сидит себе в сцене Рождества где-то в уголке и думу гадает: и как же это так вышло, а?..
Теперь посмотрим на архивольты. На архивольтах у нас аллегорические фигуры, символизирующие жизнь деятельную и жизнь созерцательную. Жизнь созерцательная:

Жизнь деятельная (которая выглядит, естественно, куда интереснее созерцательной):



Статуи внизу, опять же, все на "рождественскую" тематику. Ну или на предрождественскую. Слева: Иосиф, муж Марии, за ним - Благовещение, то бишь архангел Гавриил возвещает Марии, что она беременна.

Гавриил и Мария:

Мария попирает какого-то симпатичного, но, к сожалению, безголового грифончика, засевшего в кустах:

Напротив, то есть справа от дверей, тоже три статуи - в похожих позах: Мария беседует с Елизаветой ("Радуйся, Мария, благодати исполненная"), сбоку стоит Захария, муж Елизаветы.



Кроме собственно порталов, на северной стороне есть еще куча колонн, барельефчиков, гаргулий и статуй неопознанных и неопознанных персонажей. В общем, вот они:




Некий царь израильский, а рядом с ним внезапно персонаж с совершенно азиатским лицом:


Некто в тиаре, со стертым лицом (что издали придает ему сходство то ли с Дартом Вейдером, то ли с каким-то мутантом) и очень симпатичная святая. Мне почему-то упорно кажется, что это Мария Магдалина, хотя никаких аргументов в пользу этого утверждения не имею и близко. Вообще же, она мне страшно нравится - у нее такое лицо славное, и когда отходишь от портала, кажется, что она тебе рукой машет на прощание.



Барельефчик с Давидом и Голиафом (к сожалению, изрядно покалеченный) с началом битвы и ее финалом. Начало:


Финал:

Иувал, сводный брат Ноя, "отец всех играющих на гуслях и свирели":

А в основании этих всех колонн прорезаны крохотные дырочки. От нечего делать По какому-то наитию мне приспичило заглянуть в одну из дырочек - глядь, а мне оттуда демон-уточка улыбается! :-))


Естественно, тут мы все бросили и пошли заглядывать в дырочки. :-)) Наш улов:





А еще на этой стороне собора имеются отличные шестнадцативечные астрономические часы. Раньше они показывали время, день недели, актуальный знак зодиака, фазу Луны и еще бог знает что, но после того как во времена ВФР их покалечили, показывают только время, и то не разберешь, какое. Очень жаль.
(


Далі буде...
и фотографии замечательные.
читать дальше
Представляю, какое вы удовольствие получали, разбирая кто есть кто среди этих персонажей!
Спасибо!
Impala65
в последней норке
Черт, а я че-то и не додумалась: это же не дыры, это и вправду НОРКИ. И они в них живут.
Dame Pelagia
разбирая кто есть кто среди этих персонажей
А мы первым делом в Шартре ринулись искать хорошую книжку про собор. Нашли и с ней уже потом и ходили по всем порталам. Предварительный путеводитель я, само собой, еще дома состряпала - из всего, что в сети отыскалось, но полноценную спецлитературу обычно только на местах отыскать можно. На общих-то сведениях не выедешь: ладно еще евангельские сцены или какой-нибудь святой Мартин с плащом - их всегда опознать можно, а вот, например, то же пресловутое Иессеево древо мы в прошлую поездку во Францию вообще в первый раз в глаза увидели, потому как чисто местный специалитет. :-)
MirrinMinttu, на здоровье!