"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Начало
Следующий витраж - "Чудеса Богоматери". Посвящен он, впрочем, не столько чудесам, сколько строительству Шартрского собора, который, как мы помним, строили всем миром.
Заказывала витраж корпорация мясников, поэтому внизу, по традиции, баннер спонсора: мясники за прилавком предлагают покупателю свежие туши.
читать дальше
Итак, внизу на первой панели, значится, мясники, по центру - паломники молятся Святой Деве (под алтарем стоит сундук, и стоит он там не просто так - в него складывают доброхотные пожертвования), слева - крестьяне везут в дар Богоматери воз пшеницы, справа - тоже крестьяне, везущие бочку вина (само собой, по тому же адресу). Наверху - собственно Богоматерь с младенцем:
Дальше: строительство собора.
Проектные работы: архитектор и его помощники корпят над планом.
Строительные работы: двое человек тащат каменные блоки, третий стоит с отвесом и проверяет вертикальность стен.
Ну и еще покажу крупным планом самую верхнюю панель: по центру Богоматерь, сверху ангелы, по бокам пророки, а под Богоматерью сидят на скамеечке два уважаемых шартрских епископа - Иво и Фульберт. Последний тут особенно к месту, потому что именно Фульберт был инициатором строительства Шартрского собора, правда, не "нынешней" готической версии, а романской - той, что сгорела в 1194 году.
Иво слева, Фульберт справа:
Теперь одно из моих самых любимых окон - "Притча о добром самаритянине". Собственно самаритянину тут посвящен только нижний четырехлистник, но сделано очень здорово.
Спонсоры - гильдия сапожников:
"Самаритянский" четырехлистник. Внизу - Иисус рассказывает двум фарисеям притчу. А притча такова: некий человек отправился из Иерусалима в Иерихон (слева), но разбойники, караулившие у дороги (вот они прячутся в кустах по центру), напали на него, избили и ограбили (справа). Избитый путешественник остался лежать у дороги (наверху), "по случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо" (с). Священник, кстати, изображен на "современный" манер - с тонзурой.
Единственным, у кого хватило совести помочь подстрадавшему, оказался проезжий самаритянин - представитель не самой уважаемой местной национальности и вообще с точки зрения иудеев поганый язычник. Вот он подбирает путника:
И везет в придорожную гостиницу:
Хозяин гостиницы уже поджидает их на пороге:
Конец истории помещен внизу следующего четырехлистника: самаритянин устроил пострадавшего в гостинице, "а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе".
Остальная часть четырехлистника занята историей Адама и Евы. Слева - Бог вдыхает в Адама жизнь, в центре - Адамсидит на дереве гуляет в райском саду, справа - операция по созданию Евы из ребра, и, наконец, сверху - Бог предупреждает Адама и Еву не трогать запретный плод (а внизу под деревом сидит красненький змий и внимательно все это слушает):
Чем все это закончилось, вы и сами знаете, так что дальше у нас все по книге Бытия - начиная с дегустации яблочка и заканчивая изгнанием из Рая:
Теперь, для разнообразия, немного витражей верхнего яруса. Слева направо: Иисус на троне (в розе), под ним - святой Петр и Иаков Старший, потом некий неидентифицированный святой аббат (тоже в розе), святой Лаудомар (он же Ломер) и святая Мария Египетская, раскаявшаяся блудница, удалившаяся в пустыню.
Петр (с ключом) и Иаков:
Лаудомар и Мария Египетская:
Под Марией две сцены из ее жития. Удалившись в пустыню, она жила отшельницей и из всего оставшегося человечества контактировала только со святым Зосимой Палестинским, который несколько раз специально приходил в ней в пустыню, чтобы ее исповедовать. Однажды Зосима пришел на место встречи, но нашел Марию мертвой. Поскольку святой был в весьма преклонном возрасте, сил вырыть могилу у него не хватило. Отчаявшись, он попросил о помощи бродившего неподалеку льва (больше вокруг попросту никого не было). Лев внезапно послушался, вырыл когтями могилу, и Мария таким образом упокоилась с миром.
Зосима исповедует Марию Египетскую (внизу) и он же вместе со львом ее хоронит (вверху):
Тоже из верхнего яруса - Богоматерь с младенцем и паломники святого Иакова:
Под паломниками - спонсор витража, некий Робер де Беру:
Возвращаемся вниз. Еще один отличный витраж - "История Иосифа Прекрасного", заказанная, как уже упоминалось в каком-то из предыдущих постов, гильдией менял:
Менялы:
"А я вам говорю, евро будет расти!"
Еще из "Иосифа": спящий фараон, которому снятся семь тучных коров и семь тощих.
Следующий номер программы: витраж святого Евстафия. Жил-был на свете римлянин-язычник, полководец Евстахий, поехал он однажды на охоту, погнался за оленем, глядь - а у оленя между рогов крест. И сказал ему олень человеческим голосом: "Зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?" (Похожую историю рассказывают про святого Губерта, да). Вернувшись с охоты, Евстафий немедленно крестился, чем очень сильно усложнил себе жизнь в языческом Риме, но спойлерв итоге все закончилось хорошо.
Поближе: Евстафий едет на охоту.
Олень:
Заказчики (гильдия суконщиков и меховщиков) здесь тоже есть, но поскольку вся нижняя часть занята охотниками, пришлось создателям впихнуть их по бокам:
А вот "История Ноя":
Ной строит ковчег, а его сынпытается вломить папе дубиной по голове помогает ему:
Божьи твари готовятся к плаванию:
И, наконец, еще один занятный витраж - "Житие святого Мартина Милостивого":
Как известно, свою "карьеру" христианского святого язычник Мартин начал с того, что отдал замерзающему бедняку половину своего плаща. Вообще-то, мог бы и деньгами - он был римский военачальник, человек изначально не бедный, - но считается, что в тот день Мартин раздал нищим все, что было у него в кошельке, так что когда на дороге возник еще один страждущий, не оставалось ничего другого, как разрезать мечом свой плащ пополам и отдать половинку.
Мартин разрезает плащ:
Той же ночью Мартину явился во сне Христос, закутанный в половину его плаща, в сопровождении ангелов. Христос сказал ангелам: "Сим плащом одел Меня Мартин, хотя он еще только оглашенный" (оглашенный - в смысле, готовящийся к крещению: действительно, Мартин собирался креститься, но на тот момент еще не успел).
А вот история с разбойниками: как-то Мартин отправилсяв увольнительную на родину, навестить своих родителей, но по дороге на него напала шайка грабителей. Разбойники собирались отправить Мартина на тот свет, но, к счастью, у одного из них вдруг проснулась совесть, и он уговорил сотоварищей оставить парня в живых. Мартина связали, отдали под стражу его благодетелю, всю ночь они беседовали о высоком, и к утру разбойник предсказуемо раскаялся, отпустил Мартина, а сам завязал с разбойничьей жизнью и впоследствии ушел в монастырь. Вот такие дела.
Мартин и разбойники:
Сам Мартин, как только представилась возможность, бросил военную службу и поселился отшельником в Лигюже - местности неподалеку от Пуатье. Понемногу к нему начали прибиваться сочувствующие, и в итоге в Лигюже самоорганизовался монастырь, а Мартин приобрел у местных жителей такой авторитет, что его избрали епископом Турским (Тур там тоже неподалеку). Пребывая в этой должности, Мартин, как и положено всякому уважающему себя святому, насовершал множество чудес - исцелял больных, разрушал языческие храмы (между прочим, не вручную, а силоймысли молитвы), воскрешал мертвых и даже спорил с римскими наместниками, которые - и это, видимо, было самое удивительное из чудес - так и не осмелились сделать ему ничего плохого.
Святой Мартин изгоняет беса из одержимого (зелененький бес покидает жертву, пардон, через задний проход):
Благочестивая кончина Мартина: ангел и демон спорят у ложа, кому достанется святой (не знаю, откуда взялся этот сюжет; в житии Мартина есть только упоминание, что перед смертью он вроде бы как увидел дьявола и сказал ему: "Зачем ты стоишь здесь, ужасный зверь? Ты не имеешь части во мне, меня примет лоно Авраамово").
И, наконец, увлекательнейший квест "Укради святого". После смерти Мартина жители Пуату начали спорить с жителями Тура, где его следует похоронить. Пуатевенцы напирали на то, что раз Мартин основал монастырь в Лигюже, а Лигюже находится в Пуату, то значит, святой принадлежит им. Жители Тура, в свою очередь, утверждали, что раз Мартин был епископом Турским, то пусть в Туре и лежит. Дело осложнялось тем, что Мартин скончался не в Лигюже и не в Туре, а в маленькой деревушке под названием Канд (нынешний городок Канд-Сен-Мартен) - что называется, ни вашим, ни нашим. В итоге, проскандалив весь день до самой ночи, делегация из Тура дождалась, пока пуатевенцы уснут, тихо вынесла тело из помещения через окно (!), погрузила его на лодку и переправила водным путем в Тур. Там Мартин до сих пор и лежит.
Снизу вверх слева направо: жители Тура выносят Мартина через окно и везут на лодке в Тур, где их уже встречает торжественная процессия клириков.
Вот такая вот оригинальная история. :-))
P. S.
Ах да, чуть не забыла: у "Жития святого Мартина" тоже были спонсоры - гильдия кожевников. Вот эти кожевники:
Следующий витраж - "Чудеса Богоматери". Посвящен он, впрочем, не столько чудесам, сколько строительству Шартрского собора, который, как мы помним, строили всем миром.
Заказывала витраж корпорация мясников, поэтому внизу, по традиции, баннер спонсора: мясники за прилавком предлагают покупателю свежие туши.
читать дальше
Итак, внизу на первой панели, значится, мясники, по центру - паломники молятся Святой Деве (под алтарем стоит сундук, и стоит он там не просто так - в него складывают доброхотные пожертвования), слева - крестьяне везут в дар Богоматери воз пшеницы, справа - тоже крестьяне, везущие бочку вина (само собой, по тому же адресу). Наверху - собственно Богоматерь с младенцем:
Дальше: строительство собора.
Проектные работы: архитектор и его помощники корпят над планом.
Строительные работы: двое человек тащат каменные блоки, третий стоит с отвесом и проверяет вертикальность стен.
Ну и еще покажу крупным планом самую верхнюю панель: по центру Богоматерь, сверху ангелы, по бокам пророки, а под Богоматерью сидят на скамеечке два уважаемых шартрских епископа - Иво и Фульберт. Последний тут особенно к месту, потому что именно Фульберт был инициатором строительства Шартрского собора, правда, не "нынешней" готической версии, а романской - той, что сгорела в 1194 году.
Иво слева, Фульберт справа:
Теперь одно из моих самых любимых окон - "Притча о добром самаритянине". Собственно самаритянину тут посвящен только нижний четырехлистник, но сделано очень здорово.
Спонсоры - гильдия сапожников:
"Самаритянский" четырехлистник. Внизу - Иисус рассказывает двум фарисеям притчу. А притча такова: некий человек отправился из Иерусалима в Иерихон (слева), но разбойники, караулившие у дороги (вот они прячутся в кустах по центру), напали на него, избили и ограбили (справа). Избитый путешественник остался лежать у дороги (наверху), "по случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо" (с). Священник, кстати, изображен на "современный" манер - с тонзурой.
Единственным, у кого хватило совести помочь подстрадавшему, оказался проезжий самаритянин - представитель не самой уважаемой местной национальности и вообще с точки зрения иудеев поганый язычник. Вот он подбирает путника:
И везет в придорожную гостиницу:
Хозяин гостиницы уже поджидает их на пороге:
Конец истории помещен внизу следующего четырехлистника: самаритянин устроил пострадавшего в гостинице, "а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе".
Остальная часть четырехлистника занята историей Адама и Евы. Слева - Бог вдыхает в Адама жизнь, в центре - Адам
Чем все это закончилось, вы и сами знаете, так что дальше у нас все по книге Бытия - начиная с дегустации яблочка и заканчивая изгнанием из Рая:
Теперь, для разнообразия, немного витражей верхнего яруса. Слева направо: Иисус на троне (в розе), под ним - святой Петр и Иаков Старший, потом некий неидентифицированный святой аббат (тоже в розе), святой Лаудомар (он же Ломер) и святая Мария Египетская, раскаявшаяся блудница, удалившаяся в пустыню.
Петр (с ключом) и Иаков:
Лаудомар и Мария Египетская:
Под Марией две сцены из ее жития. Удалившись в пустыню, она жила отшельницей и из всего оставшегося человечества контактировала только со святым Зосимой Палестинским, который несколько раз специально приходил в ней в пустыню, чтобы ее исповедовать. Однажды Зосима пришел на место встречи, но нашел Марию мертвой. Поскольку святой был в весьма преклонном возрасте, сил вырыть могилу у него не хватило. Отчаявшись, он попросил о помощи бродившего неподалеку льва (больше вокруг попросту никого не было). Лев внезапно послушался, вырыл когтями могилу, и Мария таким образом упокоилась с миром.
Зосима исповедует Марию Египетскую (внизу) и он же вместе со львом ее хоронит (вверху):
Тоже из верхнего яруса - Богоматерь с младенцем и паломники святого Иакова:
Под паломниками - спонсор витража, некий Робер де Беру:
Возвращаемся вниз. Еще один отличный витраж - "История Иосифа Прекрасного", заказанная, как уже упоминалось в каком-то из предыдущих постов, гильдией менял:
Менялы:
"А я вам говорю, евро будет расти!"
Еще из "Иосифа": спящий фараон, которому снятся семь тучных коров и семь тощих.
Следующий номер программы: витраж святого Евстафия. Жил-был на свете римлянин-язычник, полководец Евстахий, поехал он однажды на охоту, погнался за оленем, глядь - а у оленя между рогов крест. И сказал ему олень человеческим голосом: "Зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?" (Похожую историю рассказывают про святого Губерта, да). Вернувшись с охоты, Евстафий немедленно крестился, чем очень сильно усложнил себе жизнь в языческом Риме, но спойлерв итоге все закончилось хорошо.
Поближе: Евстафий едет на охоту.
Олень:
Заказчики (гильдия суконщиков и меховщиков) здесь тоже есть, но поскольку вся нижняя часть занята охотниками, пришлось создателям впихнуть их по бокам:
А вот "История Ноя":
Ной строит ковчег, а его сын
Божьи твари готовятся к плаванию:
И, наконец, еще один занятный витраж - "Житие святого Мартина Милостивого":
Как известно, свою "карьеру" христианского святого язычник Мартин начал с того, что отдал замерзающему бедняку половину своего плаща. Вообще-то, мог бы и деньгами - он был римский военачальник, человек изначально не бедный, - но считается, что в тот день Мартин раздал нищим все, что было у него в кошельке, так что когда на дороге возник еще один страждущий, не оставалось ничего другого, как разрезать мечом свой плащ пополам и отдать половинку.
Мартин разрезает плащ:
Той же ночью Мартину явился во сне Христос, закутанный в половину его плаща, в сопровождении ангелов. Христос сказал ангелам: "Сим плащом одел Меня Мартин, хотя он еще только оглашенный" (оглашенный - в смысле, готовящийся к крещению: действительно, Мартин собирался креститься, но на тот момент еще не успел).
А вот история с разбойниками: как-то Мартин отправился
Мартин и разбойники:
Сам Мартин, как только представилась возможность, бросил военную службу и поселился отшельником в Лигюже - местности неподалеку от Пуатье. Понемногу к нему начали прибиваться сочувствующие, и в итоге в Лигюже самоорганизовался монастырь, а Мартин приобрел у местных жителей такой авторитет, что его избрали епископом Турским (Тур там тоже неподалеку). Пребывая в этой должности, Мартин, как и положено всякому уважающему себя святому, насовершал множество чудес - исцелял больных, разрушал языческие храмы (между прочим, не вручную, а силой
Святой Мартин изгоняет беса из одержимого (зелененький бес покидает жертву, пардон, через задний проход):
Благочестивая кончина Мартина: ангел и демон спорят у ложа, кому достанется святой (не знаю, откуда взялся этот сюжет; в житии Мартина есть только упоминание, что перед смертью он вроде бы как увидел дьявола и сказал ему: "Зачем ты стоишь здесь, ужасный зверь? Ты не имеешь части во мне, меня примет лоно Авраамово").
И, наконец, увлекательнейший квест "Укради святого". После смерти Мартина жители Пуату начали спорить с жителями Тура, где его следует похоронить. Пуатевенцы напирали на то, что раз Мартин основал монастырь в Лигюже, а Лигюже находится в Пуату, то значит, святой принадлежит им. Жители Тура, в свою очередь, утверждали, что раз Мартин был епископом Турским, то пусть в Туре и лежит. Дело осложнялось тем, что Мартин скончался не в Лигюже и не в Туре, а в маленькой деревушке под названием Канд (нынешний городок Канд-Сен-Мартен) - что называется, ни вашим, ни нашим. В итоге, проскандалив весь день до самой ночи, делегация из Тура дождалась, пока пуатевенцы уснут, тихо вынесла тело из помещения через окно (!), погрузила его на лодку и переправила водным путем в Тур. Там Мартин до сих пор и лежит.
Снизу вверх слева направо: жители Тура выносят Мартина через окно и везут на лодке в Тур, где их уже встречает торжественная процессия клириков.
Вот такая вот оригинальная история. :-))
P. S.
Ах да, чуть не забыла: у "Жития святого Мартина" тоже были спонсоры - гильдия кожевников. Вот эти кожевники:
@темы: Франция
депремированиемпалкой наперевес. Последняя неделя перед сдачей проекта. *ностальгически вздохнула*Изо всех представленных
визиток команд(извинити, заело))) баннеров саонсоров особенно хороши меховщики. Качество шуб поражает воображение.А у фигур на истории Адама и Евы какие-то совершенно ботичеллиевские очертания. А кто вообще авторы рисунков витражей, интересно?
Очень интересная экскурсия спасибо! Фото отличные, есть что порассматривать.
Ещё хочуособенно хороши меховщики
А мои личные любимцы - менялы. :-)) У них такие красивые денежки!
А кто вообще авторы рисунков витражей, интересно?
Э-э, тут радуешься, когда хотя бы приблизительная дата создания известна, какие уж там авторы...
Ещё хочу
(печально) У нас этого добра около восьмидесяти гигов. Хз, сколько я их еще обрабатывать буду.
hanna-summary, на здоровье! :-))
MirrinMinttu
изображали конкретных людей
Ну, у изображений донаторов местами явно претензии на портретное сходство. Да и насчет остального - в конце концов, никто никогда не рисует стопроцентно "из головы", какие-то модели всегда есть.