Ну а теперь - прочие витражи Шартрского собора. Понятное дело, не все - их там в общей сложности 2600 квадратных метров, но поскольку я жадная и очень люблю фотографировать, то будет их довольно много. :-)))
Как вы могли заметить по предыдущим постам, в соборе много
дареных витражей - то бишь, заказывало их в основном не церковное начальство, а различные спонсоры - от местных феодальных шишек до профессиональных корпораций. Причина проста: после того как предыдущая (романская) версия Шартрского собора сгорела в 1194 году практически дотла, на строительство нового здания пришлось собирать с миру по нитке. Шартрский епископ кинул клич, и народ со всей Франции реально начал помогать, кто чем мог: кто денег давал, кто стройматериалы вез, кто витражи заказывал, а у кого в кармане было пусто, шел на стройку бесплатной рабочей силой поработать. Потом на этот счет появилось целое море благочестивых легенд а-ля "вот везли крестьяне воз извести на стройку собора, пошел проливной дождь, но известь чудесным образом осталась сухой - а все благодаря предстательству Шартрской Богоматери", но об этом позже.
Особый энтузиазм жертвователям придавал тот знаменательный факт, что при пожаре 1194 года пресловутая рубашка Богоматери - главная реликвия Шартрского собора - умудрилась остаться целой и невредимой. В итоге в умах народных масс укрепилось мнение, что Богоматери просто не нравился прежний собор и таким образом (посредством пожара, ага) она высказала свое высочайшее повеление, чтобы ей построили новый.
Сказано - сделано. Через двадцать шесть лет новое здание было практически готово, еще сорок лет ушло на отделку (статуи, витражи и все такое прочее), и в 1260 году собор наконец освятили заново - в присутствии короля Людовика Святого, который тоже не остался в стороне от этого бума благотворительности и на свои деньги заказал в собор витражную розу - от своего имени и от имени своей благочестивой матушки Бланки Кастильской, без которой, как мы помним, Людовик Святой и шагу не ступал (и, в общем-то, правильно делал).
читать дальшеК слову сказать, Шартрский собор - тот редкий случай, когда мы можем наблюдать "как оно все было в тринадцатом веке": за последние 760 лет он практически не изменился (ну, за вычетом мелких реставраций-реконструкций). И выглядит он изнутри вот так:
Ну а теперь пройдемся по деталям. роза западного портала (всего в соборе их три), она же - роза Страшного Суда. В центре розы - Иисус, на периферии - ангелы, апостолы и демоны осуществляют всякие организационные работы по претворению решений этого самого Суда в жизнь.
Ангел и демон взвешивают отрубленные головы души на весах, и, по-моему, демон рвется рассказать коллеге по рабочему процессу свежий анекдот:
Ангел препровождает VIP-персон в Рай:
Под розой три ланцетных окна (слева направо) - "Страсти Господни", "Детство и земная жизнь Христа" и мастхевное для всех северофранцузских соборов "Иессеево древо".
"Древо" - со спящим внизу Иессеем и очень красивой Богоматерью наверху. Мне эта Богоматерь упорно напоминает кого-то из моих знакомых, но я никак не могу уловить, кого именно...
"Детство и земная жизнь Христа":
"Страсти":
"Страсти" в деталях: молитва в Гефсиманском саду.
Взятие Христа под стражу и бичевание:
Воскрешение: "Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес", - сообщает ангел женам-мироносицам, пришедшим к гробу Иисуса.
Еще одна роза - южная, или роза Апокалипсиса, презентованная собору герцогом Бретани Пьером де Дре. Вообще Пьер де Дре относился к духовенству своих доменов довольно паскудно и имел с ними массу разных дрязг (за что даже заработал прозвище Моклерк - "Плохой Клирик"), но, во-первых, Шартр был не его домен, а во-вторых, увековечиться на красивом витраже в святом месте даже Плохому Клирику приятно. Итак, роза Апокалипсиса:
В центре Апокалипсиса, как и положено, Иисус во славе, по бокам - двадцать четыре старца (в данном случае не таких уж и старых), поющих Иисусу славу под аккомпанемент камерного оркестра различных инструментов, в промежутках - четырехлистники с гербами де Дре:
Пять ланцетных окон под розой: по центру - Богоматерь с младенцем, по бокам - евангелисты, восседающие на плечах у ветхозаветных пророков (я не шучу: именно так создатели решили показать, что Новый Завет проистекает из Ветхого :-))), под пророками - члены семейства де Дре в благочестивых позах.
Евангелист Лука верхом на Иеремии, евангелист Матфей верхом на Исаии:
Семейство де Дре:
Ну и, наконец, третья роза - та самая, которую подарил собору Людовик Святой от имени себя, любимого, и своей матушки Бланки Кастильской. Находится она в северном трансепте, в середине розы - Богоматерь с младенцем (несколько потрепанная временем), по краям - цари израильские (предки Иисуса) и пророки, внизу - французские лилии и кастильские геральдические замки, а под самой розой - ланцетные окна со святой Анной, держащей на руках маленькую Марию, в окружении первосвященников и, опять же, израильских царей.
Ланцетные окна: Анна с маленькой Марией и праведные цари/первосвященники (слева направо) - Мельхиседек, Давид, Соломон и Аарон.
Под праведными царями - цари неправедные, например, Навуходоносор, поклоняющийся идолам:
А теперь пройдем по капеллам. Витраж семейства Вандомов, заказанный в пятнадцатом веке то ли Людовиком I Бурбоном, графом де Вандом, однажды съездившим в Шартр с паломническими целями, то ли (с меньшей долей вероятности) его братом Жаком, графом де ла Марш. Композиция такова: в верхнем регистре витража - Иоанн Креститель, коронация Девы Марии и евангелист Иоанн, в нижнем - сам заказчик (будем считать, что это все-таки Людовик) и его родственники с супругами в сопровождении святых покровителей.
Семейный альбом: слева направо - 1) брат заказчика, Жак де Бурбон с супругой, королевой Джованной Неаполитанской (той самой, которой по жизни не везло с мужиками) плюс святой Дионисий, 2) папа и мама заказчика, Жан де Бурбон и Катрин де Вандом, плюс святой Иаков, 3) сестра заказчика, Шарлотта с мужем, королем Кипра Жаном (Янусом) де Лузиньяном, плюс святой Людовик, и, наконец, 4) сам заказчик с женой, Бланкой де Руси, в сопровождении святого Ремигия.
Возвращаемся к более старым витражам. Notre-Dame de la Belle Verrière, буквально "Богоматерь Прекрасного Стекла" (была у средневековых французов такая милая привычка - именовать самые красивые, на их взгляд, витражи просто и элегантно: "прекрасные стекла"), она же "Голубая Дева" - самый старый из шартрских витражей, созданный, прости господи, аж в двенадцатом веке - то бишь, еще для предыдущей версии собора. Как эта Богоматерь уцелела при пожаре - одному богу известно, но как-то уцелела. Позже, в тринадцатом веке, ее вмонтировали в новое окно, окружив поющими ангелами и приделав внизу несколько сцен из жизни Христа.
Снова тринадцатый век: капелла Исповедников.
Самый занятный витраж в этой капелле - окно святого Ремигия:
К сожалению, самые смачные чудеса из биографии святого Ремигия, вроде провалившейся мельницы и вразумления короля Пипина мистической дубиной, на витраже не отражены, но все-таки кое-что знакомое мы тут увидим. Например, историю о умножении вина - приехал как-то святой в гости то ли к родственнице, то ли просто к набожной прихожанке - а у нее вдруг вино закончилось. К счастью, Ремигий великой святостью своей устроил так, что пустые бочки вдруг наполнились, и дружеские посиделки были спасены.
Ну и крещение Ремигием Хлодвига, конечно, присутствует тоже (как же без него).
А вот окно святого Юлиана Гостеприимного. Кто хочет освежить в памяти, как Юлиан дошел до жизни такой, может прочитать эту дивную историю здесь и заодно сравнить шартрского Юлиана с руанским.
Кстати, заказывала шартрского Юлиана корпорация столяров - они-то и изображены, как и положено, в самом низу:
Еще один занятный витраж - окно Страстей Христовых и Искупления, заказанное гильдией кузнецов:
Далі буде...
А какого периода?
А-а, ну там полета фантазии ожидать не приходится. Неприличненько :-)).
по-моему, демон рвется рассказать коллеге по рабочему процессу свежий анекдот: так это же Азирафель и Кроули!
в Париже в прошлом году, видать, было то же самое?
Нет, там или святой Людовик за свою рубашку переживал, или лично Господь за Терновый венец.
так это же Азирафель и Кроули
Я их в эту поездку часто вспоминала. :-))