Раз уж дочищаю карту памяти - пост о Сент-Шапель, спасительнице моих юных дней. :-)))
Мне очень нравилась картинка с ней в учебнике по истории Средних веков за шестой класс. Уроки истории у нас в школе были такого свойства, что ни одно разумное существо не пережило бы их, не рехнувшись со скуки к ебеней матери, если бы на что-нибудь не отвлекалось. Поэтому каждый спасался как мог. Я вот листала учебник - самое с виду неподозрительное из занятий (ага, конечно). Перечитывала то, что в нем было интересного
(интересного не было практически ни хрена - руки бы поотрубать составителям), и смотрела картинки. Картинку с Сент-Шапель я любила особо. Мне нравился шпиль и нравились витражи (хоть убей сейчас не вспомню, что там было изображено на иллюстрации площадью в два квадратных сантиметра). Еще мне страшно нравилось название: уж больно красиво, на мой взгляд, латинская "капелла" превратилась во французскую "шапель" (как раз в этот период в голове моей вовсю бурлило
сравнительное языкознание для самых маленьких "Слово о словах" Успенского: capella - chapelle, catus - chat и прочие удивительные преобразования).
Короче, Сент-Шапель спасала меня целый год. Что самое странное, потом она совершенно вылетела у меня из головы: когда мы на прошлые рождественские каникулы намылились во Францию, у меня даже мысли о ней не возникло. Пока Элисса при составлении парижской программы не заявила: "Составляй как хочешь, но чтоб Сент-Шапель была". Мать моя женщина, хлопаю я себя по лбу, СЕНТ-ШАПЕЛЬ!!!
Короче, вот она, матушка. :-))) Находится она, как известно,
в тюрьме в бывшем королевском дворце, потом превратившемся в комплекс Консьержери + Дворец правосудия. Работники юстиции, кстати, отсюда до сих пор никуда не делись: во дворе Сент-Шапель стоят машины с мигалками, а сам Дворец правосудия находится буквально впритык - там сейчас квартирует апелляционный суд, кассационный суд и еще какие-то суды.
Вот это тумбообразное здание по центру - это нынешний Дворец правосудия и есть. А Сент-Шапель элегантно выглядывает слева.
читать дальше
Построена была Сент-Шапель в середине тринадцатого века Пьером де Монтрейлем по заказу Людовика Святого, которому позарез надо было где-то хранить купленный недавно за немеренные деньги Терновый Венец Господа Нашего Иисуса Христа. Венец стоил 135 тысяч ливров и имел долгую уголовную историю: за полвека до описываемых событий крестоносцы сперли его из разграбленного Константиноля. Через энное количество лет потомок удачливых грабителей, император Латинской империи Балдуин де Куртене, сильно поиздержавшись, выставил его на продажу. Точнее, не то чтобы сразу на продажу: формально Балдуин временно заложил его венецианцам, но, поскольку всем было известно, что у Балдуина в кармане ни гроша, то шансы, что венец к нему вернется, тогдашние европейские аналитики справедливо оценивали как близкие к нулю.
Так оно и вышло. Венецианцы, которые всегда были людьми практичными и ценили живые деньги куда больше, чем любые реликвии, кинули по Европе клич: ПРОДАЕТСЯ НАТУРАЛЬНЫЙ ВЕНЕЦ ГОСПОДА НАШЕГО! 100-ПРОЦЕНТНАЯ ГАРАНТИЯ ПОДЛИННОСТИ, ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ПОДДЕЛОК!!!
Желающих приобрести натуральный венец в Европе было хоть ложкой ешь - вот только осилить запрошенную цену покупательной способности не хватало. Посему венецианцы, дабы венец даром не простаивал, начали отламывать от него шипы и продавать их поштучно. В итоге этих шипов по Европе расплодилось как собак нерезанных - я только в одной Италии штук десять помню. В конце концов французский король Людовик Девятый, он же Людовик Святой, накопил денежек и приобрел весь венец (ну, или почти весь - учитывая венецианскую распродажу в розницу, к тому времени он уже должен был изрядно облысеть) - чем страшно порадовал свою благочестивую маменьку Бланку Кастильскую.
Естественно, для такой драгоценности нужна была достойная оправа. Вот так и появилась Сент-Шапель (Святая Капелла) - домашняя церковь короля и, по совместительству, красивый сейф для венца. При этом потрачено было на строительство этого чуда из чудес чуть ли не втрое меньше, чем на покупку самого венца.
Венец, кстати, после Великой французской революции переехал из Сент-Шапель в Нотр-Дам, а полгода назад после пожара его забрали в парижскую мэрию. Где он сейчас - точно не знаю, но, кажись, в Сен-Жермен-л`Осеруа.
Честно говоря, не знаю, что там планировали при строительстве Людовик с де Монтрейлем, но, по-моему, Сент-Шапель была целенаправленно построена, чтобы всяк туда входящий немедленно получил инфаркт от переизбытка эстетических чувств. По структуре здание двухуровневое: нижняя капелла (для слуг, придворных невысокого ранга и прочего персонала) хороша, как рай на земле, а уж в верхней капелле и вовсе сдохнуть от счастья можно.
Нижняя капелла:
В апсиде имеется статуя Людовика Святого и энное количество отличных витражей - с Богоматерью и разнообразными святыми. Колонны украшены геральдическими лилиями Людовика и геральдическими же кастильскими замками Бланки Кастильской.
Богоматерь и Иисус:
Святой Иосиф с маленьким Иисусом и кто-то из святых женского пола:
Поклонение волхвов (волхв в этом окошке поместился только один):
Оставшиеся два волхва из соседнего окна:
Разнокалиберные святые (атрибутов нет, идентифицировать не могу):
А еще в нижней капелле есть отличная книжная лавка, где можно накупить вменяемой литературы про Сент-Шапель и радостно просрать еще кучу денег на всякие завлекательные штуки, вроде комиксов про архитектуру и раскрасок с французскими королевами для ребенка. :-)))
А теперь добро пожаловать в царство добра и света. Верхняя капелла: двадцать метров от потолка до свода и больше половины квадратного километра витражей!
Вот в этой золоченой мебели раке на постаменте и хранился купленный венец:
Тринадцативечные заалтарные витражи - в основном, на евангельские сюжеты:
Там же - Страсти Господни:
Коронование терновым венцом крупным планом:
Если посмотреть вверх и развернуться на сто восемьдесят градусов, то там тоже будет все хорошо:
Западная часть (противоположная от алтаря с ракой): витражная роза и росписи девятнадцатого века.
Росписи неплохие, но и ничего сверхценного - в интерьер вписываются, ну и ладно.
Зато над росписями этими - шедевр из шедевров: витражная роза пятнадцатого века на любимую тему той эпохи - Откровение Иоанна Богослова.
Геометрический и смысловой центр розы.:"И из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей". Внизу в коленопреклоненной позе - автор Откровения воздает хвалу Творцу за вдохновение:
Вокруг на лепестках розы тоже происходит много интересного: евангелист Лука беседует со своим тельцом, евангелист Иоанн - со своим орлом (если считать, что евангелист Иоанн = Иоанн Богослов, то, получается, Иоанн изображен на розе дважды), всадники Апокалипсиса скачут, ангел реки отравляет, etc., etc.
Лука:
Иоанн:
"И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю":
Тут, правда, чаши гнева по форме не совсем чаши, и я, честно говоря, не очень понимаю, почему. Если идеологи-вдохновители опирались на текст Вульгаты (а на что же еще), то в Вульгате в шестнадцатой главе Апокалипсиса эти посудины названы phialae - фиалы, плоские чаши (а никак не бутылкообразные).
"Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море":
"И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела":
"И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды":
А теперь - боковые витражи. Каждое окно посвящено какой-нибудь из книг Ветхого Завета (а некоторые - сразу двум).
Окно Бытия, окно Исхода (+ в нем же - книга Левит), окно Чисел и справа выглядывает кусочек окна Второзакония:
Отдельно, чтобы поближе рассмотреть, выкладываю фрагменты из окна Исхода. Большую часть сюжетов идентифицировать не могу, единственное, что имею сказать: Моисей, слава тебе Господи, отличненько опознается по рогам на голове (см. Микеланджело, который через триста лет окончательно увековечил эту дивную традицию).
А вот это я опознать могу. :-)) Это казнь египетская №2 - нашествие жаб:
Окно Книги Чисел.
В нижнем ярусе изображено коронование на царство различных израильских царей, и это не просто так. Как раз под этим ярусом была ниша, в которой во время службы располагался король со своим семейством, так что наличие "коллег" сверху как бы позволяло Людовику сигнализировать окружающим: и я тоже, я тоже царь, коронованный Господом!
Цари:
Из того же окна: Моисей (с рогами) и Аарон (ну, должен быть Аарон - больше, вроде, в этом контексте некому) у жертвенника с семисвечником:
Еще Моисей:
Бурное боевое прошлое еврейского народа:
Еще окна: окно Книги Судей, окно Исаии (с Иессеевым генеалогическим древом в виде бонуса) и окно Иоанна Крестителя и детства Господня.
Исаия + Иессеево древо (ну как же во Франции без Иессеева древа-то!):
Иессей, как и положено, спит у корней древа, сверху пиликает на альте виоле да гамба его сын, царь Давид:
Прочие потомки Иессея:
Когда от витражей начнет кружиться голова, можно поразглядывать пол капеллы. Пол тут тоже занятный.
Или стены. Стены тоже хороши: на каждой колонне - по статуе апостола. Идентифицировать, кто есть кто из апостолов, сложно, потому как атрибутов не изобразили, но вот это, во всяком случае, точно Иоанн - единственный из двенадцати, изображенный без бороды:
Неопознанные апостолы:
Еще можно посмотреть на экранчик с поучительной видеопрезентацией и узнать, например, как моют окна в Сент-Шапель. Оказывается, главная беда - не грязь от дождя на витражах снаружи и даже не городская загазованность, а осадок от того, что надышали посетители, внутри. Теперь каждый раз, когда я мою окна, я вдохновляю себя на труд тем, что работникам Сент-Шапели приходится еще хуже.
Еще интерьеры:
Усекновение чьей-то главы - полагаю, святого Дионисия:
Тоже усекновение - но на этот раз половины головы. Кто владелец головы - не знаю (самое занятное, что Дионисий в данном случае тоже подходит: судя по его иконографии, парижские богословы так и не договорились, отсекли ли их святому покровителю целый череп или только половину):
Возвращаемся к витражам: окно Книги Эсфири.
Между фрагментами с сюжетными сценами везде натыканы геральдические замки Людовиковой мамы, Бланки Кастильской - они в капелле много где есть, но окно Эсфири бьет в этом отношении все рекорды. Впрочем, логика понятна: Эсфирь - царица, Бланка - королева. Коллеги! Все равно никакой другой толковой царицы в Ветхом Завете нет - не Иезавель же брать...
Эсфирь и какие-то дамы:
Супруг Эсфири, царь Артаксеркс:
Прочие события этого ветхозаветного триллера. включая повешение злодея Амана (в нижнем правом углу):
Окно Юдифи и Иова. Самих Юдифи и Иова, что характерно, немного, но зато очень много батальных сцен. Надо понимать, придворным рыцарям очень нравилось.
Подготовка к осаде родного города Юдифи - Ветилуи (предположительно):
А вот, наконец, окно не ветхозаветное, а, для разнообразия, актуально современное. Во всяком случае, для Людовика Святого точно. :-)))
Это так называемое окно Истории обретения орудий Страстей Христовых. Тут есть императрица Елена и император Константин, обретающие Крест Господень, а также прочие собратья Людовика по этому увлекательному хобби - коллекционированию святых реликвий. Сам Людовик тут тоже есть - обретает свой купленный у венецианцев венец в компании брата и мамы (без мамы, Людовик, как вы уже поняли, и шагу не делал), но, к сожалению, эти сцены на самом верху и снять их крупным планом у меня не получилось.
В завершение - Сент-Шапель снаружи. Сфотографировать (и даже рассмотреть) ее полноценно толком невозможно - она практически затиснута между зданиями, как в ущелье, только шпиль из-за крыш выглядывает. Вот единственный более-менее нормальный ракурс - со стороны входа:
Над входом - Коронование Богоматери (стандартно-типовое), на втором ярусе - Страшный Суд (тоже средний по палате):
Вид сбоку:
Кто-то из святых королей с крайне недовольной физиономией (надеюсь, это сам Людовик):
Гаргульи:
спасибо
История про распродажу шипов доставила отдельно.
Интересно, неужели в средневековье так хорошо у прихожан было со зрением? Это ж уму непостижимо - что там наверху разглядеть-то можно?
Насладилась и текстом, и фотографиями!
Присоединяюсь к комментарию Impala65 насчет того, что неужели в средневековье так хорошо у прихожан было со зрением? Это ж уму непостижимо - что там наверху разглядеть-то можно? . Сама всегда недоумевала
История про распродажу шипов доставила отдельно.
Оно-то, честно говоря, отдельные шипы еще до венецианцев начали по Европе разползаться, но венецианцы в этом смысле были впереди планеты всей, это правда. :-)) Хотя выглядит даже правдоподобно: на терновой ветке шипов до хрена, а чтобы сплести венок, ветка нужна не одна. Теоретически этих шипов можно хоть полсотни распродать, и еще на основном венце что-то останется.
MirrinMinttu, да, и начинать, похоже, надо с Шартра. Как с законодателя соборных мод. Мы в этом году попробуем так и сделать.
Dame Pelagia, по поводу зрения: это мой давний и больной вопрос. :-)) Я человек с очень хреновым зрением, но ладно - я же гнилое дитя цивилизации, предки явно куда как лучше видели. Опять же, во многих местах - в Сент-Шапель тоже - есть верхние галереи. Но а) пускали туда далеко не всех, б) в той же Сент-Шапель с галереи розу нормально не разглядишь, потому что она получается прямо над головой, а до заалтарных витражей по прямой там метров тридцать. Боковые витражи должно быть видно лучше, но тоже не фонтан. Короче, я не знаю, для кого все это создавалось!!! :-))) В ста процентах случаев там левитировать надо, чтобы все рассмотреть.
"И из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей".
Ах, вон оно чо,
Михалыч! Я видела Христа с мечом в зубах на тимпане уже не помню какой церкви и страшно удивлялась, но поскольку Откровение читала кое-как, это место не помнила. Надо будет глянуть теперь на фото того тимпана, может там и прочее из Откровения.momond, похоже, очередной тимпан Страшного Суда. Очень типичный сюжет для тимпана - как же без Страшного Суда-то, но там обычно Всевышний просто с поднятой рукой сидит, без живописных деталей из Откровения. Я вообще этот меч из уст пока только два раза встречала, и оба раза в Париже - в Сент-Шапель и по соседству, на розе в южном трансепте Нотр-Дама. Но в Нотр-Даме другое решение - там меч вертикально выходит, как будто его за яблоко рукояти зубами держат. Вменяемого снимка у меня нет, потому что в Нотр-Даме с его толкучкой черта с два нормально прицелишься, но приблизительно выглядит вот так:
Не, в Сент-Шапель красивше будет))) эдак залихватски - чисто абрек какой ))))
чисто абрек какой
О, это первое, что пришло мне в голову, когда я его увидела. :-))) Теперь осталось встретить где-нибудь Спасителя с цветком в зубах а-ля Кармен - надо порыться в текстах, наверняка где-нибудь есть подходящая цитата.
f-lempi, а второе какое?
был яркий летний солнечный день
Я так об этом мечтала, но мне досталась стандартная январская говнопогодка. Но и так неплохо вышло.
Лувр!
Я так об этом мечтала, но мне досталась стандартная январская говнопогодка. Но и так неплохо вышло.
Я была в июле
p.s. Слышали, Зеленые Своды обнесли! Я в шоке.
А, ну да, как же без него. :-)))
Слышали, Зеленые Своды обнесли! Я в шоке.
Ага, слышала, я сегодня по долгу службы в новостях сижу. (( И так каждый раз узнаешь столько всего, чего бы в жизни не пожелал узнать, так теперь еще и Дрезден, блядь, грабанули. Отличненько. (
Ничего себе!
Вот, я нашла свое изображение с мечом в зубах, даже двумя
Вот, я нашла свое изображение с мечом в зубах
Мать моя женщина, какая прелесть! :-))) Это где?
А! По части церковной скульптуры Бавария никогда не подведет. :-)) А "Моление о чаше" там где-нибудь рядом есть? Они так любят "Моление о чаше". :-)))
momond, Вюрцбург, церковь девы Марии, Мариенкапелле.
С ума сойти - дважды там была и не обратила внимания
f-lempi, а это боковой вход, он не на виду. Точнее, он как раз с торца, а главный вход в продольной стене.
Так все логично: Страшный суд по всему Новому Завету размазан, о нем разве что ленивый не пишет, а у Иоанна это только один из эпизодов, да и то не самый зрелищный (по сравнению со всем прочим, по крайней мере :-))).
Утащила.