"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Vivaldis first edition of Juditha triumphnas.jpgРебята, а у меня тут очень хорошая "Юдифь" нашлась!

Modo Antiquo & Choeur de chambre de Namur
Con. Federico Maria Sardelli
Juditha - Ann Hallenberg
Holofernes - Delphine Galou
Vagaus - Nicky Kennedy
Abra - Loriana Castellano
Ozias - Rosa Bove

Состав - отличный, оркестр - замечательный, ну а что сама оратория у Вивальди так хороша, что драматизьму в ней на три барочные оперы хватит, - так это и говорить нечего. :-))

Историческая справка:

Написана "Торжествующая Юдифь" была то ли в 1716 году, то ли зимой 1717-го (впрочем, по венецианскому календарю - все равно в 1716-м: они там вплоть до наполеоновского нашествия упорно праздновали новый год 1 марта). В общем-то, это был чистой воды политический заказ: как раз в это время Венеции удалось вышибить турок из окрестностей Корфу (правда, не всего острова, а только города, но радости все равно было выше крыши). Посему подразумевалось, что Юдифь, отрезавшая голову ассирийскому полководцу Олоферну, символизирует Венецианскую республику, сам Олоферн - турецкого султана, ассирийские войска - османские полчища и т.д., и т.п.

Предназначалась оратория для исполнения в венецианском Оспедале делла Пьета (то бишь, если по-русски, в Богадельне Милосердия) силами местного сиротского хора и сиротского же оркестра. Кто не в курсе, не смейтесь: венецианские (как и неаполитанские) богадельни - мощнейшая музыкальная сила того времени. Сейчас, чтобы исполнить то, что сочинялось для этих приютских сироток, приходится брать лучшие оркестры и приглашать самых крупных барочных звездищ. Так что венецианские сиротки действительно были ого-го. :-))

Читать дальше: краткое содержание (на этот раз действительно краткое) плюс куски с русскими субтитрами...

Полностью все это дело можно послушать-посмотреть на ютубе, куда добрые люди выложили всю запись целиком. Субтитров там, правда, нет, но могу предложить либретто с параллельным английским переводом, а если кому удобнее итальянский - то и с итальянским.



Еще есть неплохое видео с Венецианским барочным оркестром - но тут, к сожалению, совершенно никакая Юдифь. :-(( Так что по сравнению с сарделлиевской версией трубы у венецианцев вышли пониже и дым пожиже. Зато у них отличный Олоферн-Нези, хороший Вагой-Говен и распрекрасный Озия в лице Ромины Бассо (которая мне нравится больше, чем Бове). И еще, в отличие от версии Сарделли, тут правильный хор - чисто женский.

Кстати, в оркестровом вступлении к первому хору на раз-два опознается начало Gloria in excesis из "Глории" RV 589 - да, Вивальди старый зануда, "сочинивший один концерт и повторивший его триста раз" (с).



Хотя, на самом деле, какой там в точности был хор во времена Вивальди - загадка загадок. В дошедшей до нас партитуре расписан он как страндартный четырехголосный: сопрано, альты, тенора и басы. Вопрос: откуда в чисто женском хоре приюта делла Пьета ТЕНОРА И БАСЫ, БЛИН??? Приглашали со стороны? Сильно сомнительно: в Пьета и преподавателей-то мужского пола брали исключительно со скрипом. Значит, обходились своими силами - но как, сэр?

В довершение всех непоняток, в сохранившихся списках хористок приюта Пьета имеются совершенно крышесносные записи вроде "Антония, тенор", или, того веселее, "Чечилия, бас" (!!!). Что сие значит - опять же, хрен поймешь. Положим, контральто с хорошими, мощными низами запросто может гулять по всей малой октаве как у себя дома, не вопрос. То бишь, теноровый диапазон тетка-контральтистка вполне себе покроет - но с басовым что делать-то? Это ж уже не контральто, это баба Яга в тылу врага и исключительно редкий природный феномен! Такое, конечно, тоже бывает, но сколько таких феноменов можно набрать в отдельно взятом сиротском приюте, чтобы обеспечить всю басовую секцию?

Барбье в своей книжке "Венеция Вивальди" считает, что самая вменяемая версия - это что все мужские партии для женских хоров тупо переписывались на октаву выше. Получалось приблизительно следующее: первые сопрано поют сопрановые партии, вторые сопрано - теноровые, переписанные на октаву выше, первые альты - альтовые партию, вторые альты - басовые, переписанные на октаву выше. Вполне возможно, где-то так все и было. По крайней мере, сейчас, когда исполняют венецианский "приютский" репертуар, обычно так и делают.

И еще немного оффтопа о венецианских сиротках...

@темы: Vivaldi, Ann Hallenberg, Mary-Ellen Nesi, Karina Gauvin, Romina Basso, Вивальди, Delphine Galou, "Торжествующая Юдифь", Juditha triumphans, Loriana Castellano, Nicky Kennedy, Rosa Bove

Комментарии
17.09.2015 в 03:23

такая интеллектуальная и дружелюбная порода, что уживется даже с крокодилом (с)
Спасибо, отрывки послушал ))
Надеюсь, будет время и целиком.

У Кеннеди с её лёгким голосом низы, конечно, плохо шли( Но в целом - девочка-колокольчик, умница.
На тему Кожены, впрочем, у меня давно сомнения (после того, как её вживую слушал), ну не мецца она. Регистры ломает и внизу плохо звучала в тот раз как минимум (((

А вообще - ещё раз спасибо, хочу целиком )
17.09.2015 в 03:31

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Но в целом - девочка-колокольчик, умница.
Это вообще моя любимая разновидность сопрано. :-)) Она и сама тут всю ораторию очень славная - радостная, позитивная такая. Пока ее убийством Олоферна не обидели.
На тему Кожены, впрочем, у меня давно сомнения
Да в низы-то она, в принципе, неплохо умеет: в альбоме с Бахами в малую октаву лазила как к себе карман. Второй вопрос, что у нее чуть ли не половина репертуара - явно сопрановая, и это есть правильно.
хочу целиком
А послушайте на досуге - там у того же Вагоя еще дохрена прекрасных арий.
17.09.2015 в 03:58

такая интеллектуальная и дружелюбная порода, что уживется даже с крокодилом (с)
Да в низы-то она, в принципе, неплохо умеет: в альбоме с Бахами в малую октаву лазила как к себе карман Ну так одно дело в студии, другое дело - живой концерт...

у того же Вагоя еще дохрена прекрасных арий. Дык знаю) И даже хотелось бы что-нибудь попеть...
Юдифь-то я слушал в принципе, я об этой конкретной записи) Хочу, в общем) Столько прекрасных женщин!
17.09.2015 в 04:04

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
другое дело - живой концерт...
Ангина хватила? :-))) Я на нее вживую никогда не попадаю - катаюсь-то все больше по неоперным местам, а когда по оперным - то вечно не вовремя :-(.
я об этой конкретной записи
У Сарделли запись на редкость хорошая - всех пятерых подобрали прямо на загляденье. Я даже и не ожидала такого праздника. :-)
17.09.2015 в 04:05

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
другое дело - живой концерт...
Ангина хватила? :-))) Я на нее вживую никогда не попадаю - катаюсь-то все больше по неоперным местам, а когда по оперным - то вечно не вовремя :-(.
я об этой конкретной записи
У Сарделли запись на редкость хорошая - всех пятерых подобрали прямо на загляденье. Я даже и не ожидала такого праздника. :-)
17.09.2015 в 14:48

kurufin_the_crafty, спасибо Вам)) а в мп3 оно есть?
17.09.2015 в 20:36

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
в мп3 оно есть?
Саундрек я рипнула, но еще не пилила.
18.09.2015 в 01:07

kurufin_the_crafty, был бы благодарен, очень благодарен, если у Вас будет время распилить его.
Как раз в настроение музыка попала - умеете Вы находить сокровища, или это осенняя магия)
19.09.2015 в 11:47

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Я до отъезда вряд ли успею. Посмотрите на "Погружении в классику", там, вроде, кто-то выкладывал.
19.09.2015 в 23:04

kurufin_the_crafty, я вообще этот сайт не знаю...
20.09.2015 в 17:09

Ария №2 про голубку и правда охренительная! Вот только соло на каком инструменте? Кларнетик такой маленький...
21.09.2015 в 20:04

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Ehrlich
я вообще этот сайт не знаю...
Так самое время познакомиться. :-) Хорошее место, там, бывает, и в mp3 выкладывают, не только lossless. Just google it!
us4es
Кларнетик такой маленький...
Вот я ж и пишу там: шалюмо это. Сопрановая разновидность. Он действительно какой-то непрямой предок кларнета (или даже прямой, я не очень разбираюсь в этой их эволюции...). Во всяком случае, он с тростью, как и кларнет. В "Юдифи" вообще оркестр шикарный - у Вивальди он даже в операх скромнее.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии