"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Это одна из тех вещей, которые веселили нас в Италии больше всего. Ренессансные итальянцы были очень практичными людьми: расхваливая на всех углах античность, они в то же время не покладая рук тырили из сохранившихся древнеримских строений все, что под руку попадалось. И тут же пускали в дело.
Думаете, перед вами Колизей, он же в девичестве амфитеатр Флавиев? Фигушки. Это крупнейшая в Риме база халявных стройматериалов. Никакие варвары, никакие землетрясения не общербатили его так, как это сделали местные жители. Растаскивали камни направо и налево в меру собственных потребностей. Кто-то пер по одному-два (домик подремонтировать, заборчик подправить), кто-то тащил телегами (резиденцию отгрохать, оборонительные сооружения подновить). Венецианец папа Павел II поживился здесь стройматериалами для любимого палаццо Венеция. Павел III - для палаццо Фарнезе. Но самая массовая утечка произошла при Юлии II, когда перестраивали собор святого Петра. Учитывая масштабность проекта, удивительно не то, насколько папские прорабы обшарпали бедный Колизей, а то, что от него вообще что-то осталось.
В общем, ситуация в ренессансном Риме была приблизительно та же, что и в любом селе, где есть заброшенная стройка. Оставьте стройку без присмотра хотя бы на неделю – и фиг вы на ней после этого хоть кирпичик обнаружите. :-)) Вот и римляне действовали по тому же принципу. Из Колизея – камушки для строительства, с форумов – колонны для украшения, а если где обелиск античный откопается – тоже хорошо, в хозяйстве все сгодится. Практически перед каждой более-менее крупной римской церковью красуется стащенный откуда-нибудь обелиск или колонна. Иногда их апгрейдили – ставили сверху фигуру Мадонны или какого-нибудь святого (или хотя бы крест, на худой конец), а иногда и оставляли as is.
В конце концов, мы приобрели привычку перед каждым монументом подобного толка биться об заклад:тыренный античный или не тыренный не античный? Потом лезли в путеводитель, и в большинстве случаев оказывалось, что таки да, тыренный.:-)
Коллекция фотографий тыренного:
Колонна перед Санта-Мария-Маджоре. Позаимствована с Римского форума - из базилики Максенция и Константина. В семнадцатом веке над ней поработал Мадерно: поставил наверху статую Девы Марии, внизу прицепил орлов - получился образец для всех европейских богородичных колонн.
Один из орлов. Кстати, с другой стороны базилики есть еще один обелиск - стащенный из Маволея Августа все тем же Сикстом V.
Елипетский обелиск перед Санта-Мария-сопра-Минерва. Слоника ваял Бернини, а сам обелиск - родом из Саиса, был привезен Диоклетианом для храма Изиды.
Обелиск перед Пантеоном - тоже из изидовских. А до того пребывал в гелиопольском храме Ра. Откопали его в районе Санта-Мария-сопра-Минерва и долго таскали по городу, не зная, куда поставить. Наконец в восемнадцатом веке водрузили на фонтан Бариджиони. Сам фонтан поражает на редкость зубастыми дельфинами:
Обелиск на Испанской лестнице, перед Тринита-деи-Монти (церковью Троицы-на-горах). Древнеримская подделка под древний же Египет. В свое время долго не знали, куда его деть: сначала было положили (именно положили) перед Латеранской базиликой, а потом было решено тащить его через полгорода к Трините. И таки дотащили, и таки поставили.
Ну и александрийский обелиск перед святым Петром, куда же без него. Тоже, кстати, из коллекции Калигулы - тот его выписал из Александрии для Ватиканского цирка.
Римский форум - второй после Колизея источник строительной халявы.
Ареа Сакра - тоже источник, но поменьше: уж больно площадь невелика.
Замок святого Ангела, он же бывший мавзолей Адриана. Нифига не источник, поскольку еще в средние века здесь поселились Орсини, у которых украсть чего-нибудь было не легче, чем выдрать обед из пасти у крокодила. Мавзолей Орсини проапгрейдили до левела крепости и сидели там, пока кто-то из римских пап не сумел их оттуда выжить. Новые хозяева продолжили апгрейд и в итоге получили мощное фортификационное сооружение/тюрьму. Тюрьма знаменита тем, что а) из нее умудрился бежать Челлини и б) здесь мотал срок небезызвестгый граф Калиостро, покуда тюремщики не устроили ему "апоплексический удар" - по слухам, приблизительно той же этиологии, что и у русских императоров Петра III и Павла I.
А вот это наш любимец - ангел, тырящий античные стройматериалы :-). Откровенный, ничем не прикрытый символ римской ренессансной архитектуры. Стоит на мосту Сант-Анджело (смотреть на фотографии выше) в окружении сородичей. Каждый из ангелов чем-нибудь занят - кто свиток разворачивает, кто крест держит, а этот тащит откуда-то колонну. Наверняка собирается ее где-нибудь поставить - если только место свободное найдет.
To be continued...
Думаете, перед вами Колизей, он же в девичестве амфитеатр Флавиев? Фигушки. Это крупнейшая в Риме база халявных стройматериалов. Никакие варвары, никакие землетрясения не общербатили его так, как это сделали местные жители. Растаскивали камни направо и налево в меру собственных потребностей. Кто-то пер по одному-два (домик подремонтировать, заборчик подправить), кто-то тащил телегами (резиденцию отгрохать, оборонительные сооружения подновить). Венецианец папа Павел II поживился здесь стройматериалами для любимого палаццо Венеция. Павел III - для палаццо Фарнезе. Но самая массовая утечка произошла при Юлии II, когда перестраивали собор святого Петра. Учитывая масштабность проекта, удивительно не то, насколько папские прорабы обшарпали бедный Колизей, а то, что от него вообще что-то осталось.
В общем, ситуация в ренессансном Риме была приблизительно та же, что и в любом селе, где есть заброшенная стройка. Оставьте стройку без присмотра хотя бы на неделю – и фиг вы на ней после этого хоть кирпичик обнаружите. :-)) Вот и римляне действовали по тому же принципу. Из Колизея – камушки для строительства, с форумов – колонны для украшения, а если где обелиск античный откопается – тоже хорошо, в хозяйстве все сгодится. Практически перед каждой более-менее крупной римской церковью красуется стащенный откуда-нибудь обелиск или колонна. Иногда их апгрейдили – ставили сверху фигуру Мадонны или какого-нибудь святого (или хотя бы крест, на худой конец), а иногда и оставляли as is.
В конце концов, мы приобрели привычку перед каждым монументом подобного толка биться об заклад:
Коллекция фотографий тыренного:
Колонна перед Санта-Мария-Маджоре. Позаимствована с Римского форума - из базилики Максенция и Константина. В семнадцатом веке над ней поработал Мадерно: поставил наверху статую Девы Марии, внизу прицепил орлов - получился образец для всех европейских богородичных колонн.
Один из орлов. Кстати, с другой стороны базилики есть еще один обелиск - стащенный из Маволея Августа все тем же Сикстом V.
Елипетский обелиск перед Санта-Мария-сопра-Минерва. Слоника ваял Бернини, а сам обелиск - родом из Саиса, был привезен Диоклетианом для храма Изиды.
Обелиск перед Пантеоном - тоже из изидовских. А до того пребывал в гелиопольском храме Ра. Откопали его в районе Санта-Мария-сопра-Минерва и долго таскали по городу, не зная, куда поставить. Наконец в восемнадцатом веке водрузили на фонтан Бариджиони. Сам фонтан поражает на редкость зубастыми дельфинами:
Обелиск на Испанской лестнице, перед Тринита-деи-Монти (церковью Троицы-на-горах). Древнеримская подделка под древний же Египет. В свое время долго не знали, куда его деть: сначала было положили (именно положили) перед Латеранской базиликой, а потом было решено тащить его через полгорода к Трините. И таки дотащили, и таки поставили.
Ну и александрийский обелиск перед святым Петром, куда же без него. Тоже, кстати, из коллекции Калигулы - тот его выписал из Александрии для Ватиканского цирка.
Римский форум - второй после Колизея источник строительной халявы.
Ареа Сакра - тоже источник, но поменьше: уж больно площадь невелика.
Замок святого Ангела, он же бывший мавзолей Адриана. Нифига не источник, поскольку еще в средние века здесь поселились Орсини, у которых украсть чего-нибудь было не легче, чем выдрать обед из пасти у крокодила. Мавзолей Орсини проапгрейдили до левела крепости и сидели там, пока кто-то из римских пап не сумел их оттуда выжить. Новые хозяева продолжили апгрейд и в итоге получили мощное фортификационное сооружение/тюрьму. Тюрьма знаменита тем, что а) из нее умудрился бежать Челлини и б) здесь мотал срок небезызвестгый граф Калиостро, покуда тюремщики не устроили ему "апоплексический удар" - по слухам, приблизительно той же этиологии, что и у русских императоров Петра III и Павла I.
А вот это наш любимец - ангел, тырящий античные стройматериалы :-). Откровенный, ничем не прикрытый символ римской ренессансной архитектуры. Стоит на мосту Сант-Анджело (смотреть на фотографии выше) в окружении сородичей. Каждый из ангелов чем-нибудь занят - кто свиток разворачивает, кто крест держит, а этот тащит откуда-то колонну. Наверняка собирается ее где-нибудь поставить - если только место свободное найдет.
To be continued...
И фото отменные. Зубастые дельфины поразили в самое сердце: прямо гуси-археоптериксы!
Об идее повторного использования - изумительно!
Помнится, еще нечто подобное связано с Мавзолеем в Галикарнасе: деловитые иоанниты изрядно порастаскали камней из него, перед входом оставив наиболее импозантные и крупные фрагменты с изображениями. Но масштаб в Италии, конечно, круче!
Помимо всем известного Большого каскада.
Куча неоготики - Конюшни, к примеру, а так же все-все в парке Александрия, поразительльные вокзальчики Петергофа и Стрельны... даже один прикупленный в Германии фонтан.
И еще много чего - увы, невосстановленного,невостановимого и .. все еще остающегося в ведении Минобороны, кажется. Матушка Екатерина настроила))