"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
У меня пополнилась коллекция, и я теперь выстраиваю нечто вроде хит-парада - из нового и из старого.
Экстрамодерновые постановки (те, где все в грязном тряпье и на фоне развалин) отметаю сразу: в них обычно не только смотреть, но и слушать нечего. Хотя в них почему-то очень часто попадаются хорошие Лепорелло - не знаю, почему, наверное, это какой-то постановочный закон :-)) - но все остальное ни хрена не радует.
Так что будем смотреть то, что радует. Русские субтитры, как обычно - кнопка в правом нижнем углу.
Постановка №1. Teatro Comunale (Ferrara), 1997.
Здесь есть Терфел-Лепорелло и Аббадо за пультом. Антураж в стиле "бедненько, но со вкусом", остальные исполнители неплохи, но ничего особо выдающегося. Зато из Кинлисайда вышел самый красивый дон Жуан из всех, что мне приходилось видеть.
Качество видео хреновенькое, но, похоже, лучшего в природе не существует. Как отриповал кто-то трансляцию с Rai Doc, так она с тех пор на всех раздачах и висит.
Начало первого акта: убийство Командора.
А вообще, габариты Терфела-Лепорелло наводят на мысль, что дон Жуан таскает его за собой не столько в качестве слуги, сколько в качестве вышибалы. :-)
Много текста и много видео
Экстрамодерновые постановки (те, где все в грязном тряпье и на фоне развалин) отметаю сразу: в них обычно не только смотреть, но и слушать нечего. Хотя в них почему-то очень часто попадаются хорошие Лепорелло - не знаю, почему, наверное, это какой-то постановочный закон :-)) - но все остальное ни хрена не радует.
Так что будем смотреть то, что радует. Русские субтитры, как обычно - кнопка в правом нижнем углу.
Постановка №1. Teatro Comunale (Ferrara), 1997.
Здесь есть Терфел-Лепорелло и Аббадо за пультом. Антураж в стиле "бедненько, но со вкусом", остальные исполнители неплохи, но ничего особо выдающегося. Зато из Кинлисайда вышел самый красивый дон Жуан из всех, что мне приходилось видеть.
Качество видео хреновенькое, но, похоже, лучшего в природе не существует. Как отриповал кто-то трансляцию с Rai Doc, так она с тех пор на всех раздачах и висит.
Начало первого акта: убийство Командора.
А вообще, габариты Терфела-Лепорелло наводят на мысль, что дон Жуан таскает его за собой не столько в качестве слуги, сколько в качестве вышибалы. :-)
Много текста и много видео
Постановка №2. Цюрихская опера, 2001.
Постановка практически "а-ля бомж": в смысле, половина персонажей в тряпье (спасибо, хоть в не очень грязном) и на сцене вечно темно, хоть глаз выколи. Исполнительский состав по большей части средненький, НО: здесь есть Эльвира-Бартоли и Лепорелло-Польгар, земля ему пухом. И эти двое местами поднимают среднюю постановку до просто-таки шедевральных высот - поскольку оба не только великие певцы, но и актеры божьей милостью. А для Бартоли с ее врожденной агрессивностью психованная донна Эльвира - вообще то, что доктор прописал.
Вот она, матушка, с чемоданами - прикатила из Бургоса разыскивать дон Жуана:
Кто желает посмотреть продолжение в виде польгаровской арии со списком - добро пожаловать в коллекцию Лепорыл.
P.S
Кстати, в этой постановке еще неплохой дон Оттавио - в кои-то веки на человека похожий.
Оффтоп:
... У меня издавна имеется стойкое подозрение, что донна Анна наверняка должна была дона Оттавио в глубине души презирать. На главные разборки опоздал, за папу не отомстил, а когда наконец заловил на балу дон Жуана, то вместо того, чтобы вызвать на дуэль, начал ему мораль читать. И это, спрашивается, мужик?
То-то она ему пол-оперы мозги крутила: давай, мол, отложим свадьбу, поженимся через годик, когда траур сниму... Как же, через годик! Ждите! Да лучше уж до конца жизни в трауре ходить...
Постановка №3. Metropolitan Opera, 2000.
А вот это вам уже не бомжи - это уже реальная роскошь. Дзефирелли с "Метрополитеном" минимализма не жалуют: если уж костюмы - так костюмы, если уж дворцы - так дворцы, если уж массовка - то так, чтобы полная сцена народу, и все в соответствующем виде. В общем, никакого тряпья и декораций из строительного мусора.
Душу здесь радуют опять-таки Терфел - на этот раз в виде дон Жуана, Флеминг - донна Анна и Фурланетто-Лепорелло. Всех троих - обнять и плакать, хотя Терфел со своими богатырскими замашками местами переигрывает и начинает напоминать не дон Жуана, а Фальстафа.
Начало второго акта: Лепорелло увольняется :-)).
Постановка №4. Франция-Италия-ФРГ, 1979.
Ну, если предыдущая постановка была роскошь, то эта - роскошь вдвойне. Во-первых, состав: донна Эльвира - Кири Те Канава, Церлина - Берганса (боже, до чего красивая женщина, да еще и при таком-то голосе! Каждый раз смотрю и восхищаюсь!), Лепорелло - ван Дам плюс Раймонди - высококлассный дон Жуан (правда, чересчур сильно накрашенный, но это здесь общая беда :-)).
А во-вторых, это не съемки спектакля - это художественный фильм. С дворцами, виллами, съемками на природе - в общем, с глобальными пространствами.
Правда, иногда создается впечатление, что режиссер от всей этой богатой натуры начинает хренеть и уже не знает толком, что с этими пространствами делать. И тогда начинаются злоупотребления. Бедная Церлина на протяжении своей арии вынуждена тащиться за Мазетто через все флигеля, службы и подворья дон-жуановской виллы. В общем, слишком много движения. Зато в сцене, где добродетельные персонажи отловили Лепорелло, напротив, все какого-то черта стали столбом и не сдвинулись с места, пока весь секстет до конца не допели. Так что удивляет не то, что Лепорелло от них сбежал, а то, почему он не сделал этого раньше.
Но все равно получилось очень красиво. Бал на загородной вилле дон Жуана:
Вот с громом и молнией это они здорово придумали. :-))
Но все-таки, декорации декорациями, а в сцене явления Командора все равно чего-то не хватает. И не только в этой постановке. Не знаю, видимо, тут нужны какие-то сверхспецэффекты, чтоб показать полную запредельность происходящего. Или, наоборот, вообще ничего не нужно - ни декораций, ни костюмов. Справедливость первого предположения ничем доказать не могу, зато насчет второго - пожалуйста. Моя любимая постановка с фестиваля в Вербье. Ни декораций, ни костюмов, одна только музыка - и вполне достаточно.
Постановка №5. Verbier, 2009.
Дон Жуан - Терфел, Лепорелло - Папе, Командор - Квастхофф:
И последнее. Все очень любят ставить "Дон Жуана" в первоначальной редакции - то есть, когда после того, как дон Жуан проваливается в преисподнюю, на сцену вылезают все добродетельные персонажи плюс Лепорелло и начинают петь секстет на высокоморальные темы. Секстет, конечно, очень красивый, но, по-моему, это неправильно. Моцарт не зря в венской редакции это "моралите" выкинул и закончил оперу смертью дон Жуана. Дон Жуан погиб - и точка. Все остальное с точки зрения драматургии просто бессмысленно. Только впечатление рассеивает.
А их финалов мне больше всего нравится этот:
Потому что я сейчас пересматриваю только то, что есть у меня на винте.
А их финалов мне больше всего нравится этот:
Двоящийся Командор - интересная идея. :-))
Хорошее исполнение. Но мне визуально в таких решениях всегда мешает то, что Командор "человеческих" размеров. Он одного роста с дон Жуаном, а музыка упорно заставляет воображать гигантскую статую.
Постановка №2. Цюрихская опера, 2001.
НО: здесь есть Эльвира-Бартоли и Лепорелло-Польгар, земля ему пухом. И эти двое местами поднимают среднюю постановку до просто-таки шедевральных высот - поскольку оба не только великие певцы, но и актеры божьей милостью.
Хочется подписаться под каждым словом, особенно про Ласло Полгара. Вообще мне цюрихская постановка очень сильно нравится в целом, несмотря на темноту и бомжатость))). Как-то очень психологически убедительно поставлено. Но Полгар и Бартоли - это сплошной восторг.
Полгар меня так зацепил в роли Лепорелло, что я начала грести все его записи, которые только возможно найти)). И потом еще больше зацепил в "Зимнем пути" Шуберта и еще много где. И правда великий певец.
А Чечилия - первая Эльвира, которая меня по-настоящему затронула.
Уж во всяком случае она цельная. И явление Командора у них хоть и не идеальное, но одно из самых удачных.
И правда великий певец.
Да, старый мадьяр был гений, светлая ему память. Надеюсь, на том свете это ему зачлось.
А Чечилия - первая Эльвира, которая меня по-настоящему затронула.
У Те Канавы в четвертой постановке тоже Эльвира хорошая. Более сдержанная, более аристократичная, но тоже с хорошим запасом внутренней агрессии.
А я ищу идеальную донну Анну. Мне все кажется, на эту партию нужен запредельно-холодноватый тембр, как у лирико-колоратуры, вроде Лючаны Серры. Но Серра донну Анну никогда не пела, а если и пела, то записей не существует.
Да, и еще там финал прикольный). Джованни непотопляем, воскрес и на машине ездит))
Да, старый мадьяр был гений, светлая ему память. Даже и не старый... 63 года всего было((
А я ищу идеальную донну Анну. Мне все кажется, на эту партию нужен запредельно-холодноватый тембр, как у лирико-колоратуры,
У Груберовой, может быть, что-то похожее?
Да, тут к секстету подошли с должной издевкой. :-)) А с другой стороны, что еще с ним делать - принимать всерьез этот аппендикс никак не получается, так что или выкидывать по венской редакции, или постараться обыграть.
У Груберовой, может быть, что-то похожее?
Близко к теме, но не то. Впрочем, это мой личный сдвиг. Боюсь, я ищу такую донну Анну, какой в природе не существует.
Да, выкидывать сейчас как-то не принято. Но действительно он кажется лишним, если делать всерьез.
Боюсь, я ищу такую донну Анну, какой в природе не существует.
Знакомо, бывает, что как-то знаешь, что именно хочется увидеть и услышать, какое исполнение. А в природе не находится... Но иногда бывает, что вдруг да появится такой артист, найдется
Мне донна Анна не так важна, но в Цюрихе Изабель Рей была для меня убедительна.
Вот-вот. Такая сильная трагическая развязка - и тут вылезают эти шестеро со своими нравоучениями. Я понимаю, что оперу от цензуры требовалось спасать, но эта прововедь тут ни к селу ни к городу. В Цюрихе, кстати, хорошо с этими красными молитвенничками придумали, меня повеселило. :-)))
Изабель Рей была для меня убедительна.
Сыграла она хорошо, но голос-то средненький. На Церлину бы покатила, и Ирида в "Семеле" из нее была неплохая, но ведь донна Анна здесь один из центровых персонажей (да и вообще самая трагическая фигура в сюжете). А тут на фоне Бартоли-Эльвиры Рей просто сходит на нет - это, по-моему, не есть правильно.
С Бартоли соревноваться вообще трудно, она кого угодно затмит, наверное)). Такая яркая личность.
В Цюрихе, кстати, хорошо с этими красными молитвенничками придумали,
Да, неожиданно было))
Ну, по крайней мере, нужно, чтобы партнеры были такого же класса, как и она сама. Но не у всякого театра хватит денег собрать такую кучу звездищ.