А теперь - самый-самый главный (во всяком случае, официально) храм Пуатье: собор святого Петра. Строго говоря, изначально он был Петра и Павла, но потом Павел как-то потерялся, поэтому в подавляющем большинстве случаев называют его просто Сен-Пьер.
В 1137 году Алиенора Аквитанская и ее первый муж Людовик VII короновались в этом соборе как герцоги Аквитанские и графы Пуатье. Через пятнадцать лет, как известно, Алиенора развелась с Людовиком и выскочила замуж за Генриха Плантагенета, будущего короля Англии, но повторять ошибку молодости и делиться своей наследной аквитанской короной с новым мужем не стала, оставшись единоличной владелицей и Аквитании, и Пуатье
(эту самую корону Генрих сумел выбить из нее только на старости лет, да и то не в свою пользу, а в пользу их сына Ричарда Львиное Сердце).
В гробу видав делиться с Генрихом Аквитанией, Алиенора, тем не менее, плотно припахала супруга к благоустройству ее владений вообще - и к возведению нового собора в Пуатье в частности (предыдущее здание, в котором она короновалась со своим первым мужем, к тому времени уже успело здорово одряхлеть). В итоге новый вариант собора святого Петра был построен в "родовом" стиле Плантагенетов - в стиле анжуйской готики. Что в переводе на нормальный человеческий язык означает: никакого этого вашего северофранцузского парения ввысь, как в
Шартре, своды пониже, неф пошире, стены толстенные, как в романской архитектуре, и вообще здание имеет вид солидный и, если можно так выразиться, подчеркнуто феодальный. Короче, в самый раз для гордых суверенных герцогов гордой независимой Аквитании.
Собор Сен-Пьер во всех видах и позах:
читать дальше
Кстати говоря, несмотря на то, что это самый-самый главный городской храм (и вообще кафедральный собор!), квартал вокруг него такой тихий и безлюдный, что прямо диву даешься. С той стороны, что ближе к музею (бывшему монастырю Сен-Круа), еще хоть как-то народ шастает, а на прочих окрестных улочках чисто тебе сонное царство: раз в полчаса кто-нибудь выползет - и то счастье. Ни книжных магазинов, ни ресторанчиков, ни сувенирок, ни даже самой завалящей церковной лавочки (и это на соборной-то площади, ага) - первый раз в жизни такое вижу. :-)) Но зато машин перед собором припаркована куча - то ли там парковка дешевле, то ли в этом средневековом квартале просто припарковаться больше негде...
Продолжаем рассматривать соборный экстерьер. У собора четыре портала - три "парадных", на западном фасаде, а четвертый, самый старый, скромно приютился с северной стороны. Начнем с "парадных", слева направо.
Портал Богоматери:
На тимпане - каноническая визуальная программа: внизу успение Богоматери, наверху - небесное коронование Ее же (головы главных действующих лиц были отбиты в эпоху гугенотских войн, будь они неладны).
Обезглавленный римлянами Дионисий Парижский (прижимающий свою отрубленную голову к груди) и обезглавленный гугенотами безымянный пророк со скрижалями (его голова разлетелась в пыль, небось, еще во времена адмирала Колиньи). Отсюда мораль: если вы католический святой, то лучше носите голову в руках, а не на шее - меньше шансов, что до нее доберется какой-нибудь религиозный ебанат.
Там же, на архивольтах: некий (тоже обезглавленный) святой, держащий, наверное, гигантскую пуговицу бубен? половинку яблока? половинку дыни?.. Короче, я не знаю, что он держит, но выглядит здорово. :-)))
Припортальные монстры:
"Добрый день, соседушка! Как здоровьице?":
Радости семейной жизни "Дорогой/дорогая, заткнись!!!111":
"А я вот, слава Ктулху, фореверэлоун, хочу орать - и хрен мне кто запретит!":
Центральный портал - портал Страшного суда:
Тимпан, опять же, канонично-стандартный: наверху - Иисус на троне, в среднем ярусе - разделение на грешных и праведных, в нижнем - покойнички выкапываются из могил.
Снова припортальные твари: орущие гаргульи. Мне все кажется, что они должны орать что-нибудь оперно-рекордное - Вагнера, например ("Wä-ä-ä-älse!!! Wä-ä-ä-älse!!!"). Как мудро заметила Элисса, это готовый сюжет для рекламы леденцов от кашля: левая уже насосалась употребила леденец и теперь голосит в свое удовольствие, а правая все еще кашляет.
Ну правда же, еще чуть-чуть - и вылитый Йося?Ну правда же, еще чуть-чуть - и вылитый Йося? :-)))
Ладно, это монтаж, но основную мысль вы поняли. :-))
Третий портал - портал святого Фомы:
На нижнем ярусе тимпана - сабж вкладывает персты в рану Христа:
А вот на верхнем ярусе сюжет пооригинальнее - так называемый небесный дворец апостола Фомы. Это сюжет из "Золотой легенды" - весьма популярный среди читающей публики Средневековья, но довольно редко встречающийся в визуальном виде. Краткая суть такова: индийский царь Гондофор пригласил к своему двору апостола Фому как зарубежного специалиста, чтобы тот построил ему шикарный дворец. Для постройки дворца царь выделил апостолу кучу денег, а сам уехал на два года в дальнюю провинцию. Пока заказчик отсутствовал, Фома совершил то, что в современных УК называется "нецелевое использование бюджетных средств", - пожертвовал все выделенные на дворец деньги местным бедным. Вернувшись, царь, естественно, рассвирепел и повелел немедленно казнить растратчика. Тут бы апостолу и конец, но вдруг лежавший при смерти брат царя, возможно, вошедший в преступный сговор с подозреваемым, возьми да скажи царю: "Я вижу дворец из золота, серебра и драгоценных камней, построенный этим человеком. Этот дворец - в Царствии Небесном, и если ты захочешь, он будет твоим".
Короче, апостол Фома и его избушка на ангельских ножках небесный дворец:
И еще немножко окружающих монстров:
А вот четвертый портал - портал Архангела Михаила.
Несмотря на название, собственно Михаила на портале нет (на самом деле он за дверями, внутри собора, и представляет собой буратино буратиной изумительный образец хреново исполненной шестнадцативечной деревянной скульптуры). Зато на капителях имеются евангельские волхвы, царь Ирод, Благовещение, встреча Марии с Елизаветой и вообще полный околорождественский набор.
К сожалению, сохранились капители очень плохо, так что могу разве что еще показать скачущих волхвов крупным планом (ну ни дать ни взять всадники Апокалипсиса! :-))):
Теперь заходим внутрь. Вот щас я опять накидаю кучу фоток в разных ракурсах - так сказать, для осознания масштаба герцогского духовного величия:
Нормальной книжки про собор нам, к сожалению, достать не удалось, но внутри, слава тебе господи, полным-полно информационных стендов. Стенды сделаны в занимательно-развлекательном полукомиксном стиле, и главные герои этого комикса - Алиенора Аквитанская и ее геральдическая птичка. Птичка, стало быть, летает по собору и задает дурацкие вопросы, а Алиенора на них отвечает.
В соборе есть энное количество очень неплохих витражей тринадцатого века, однако самый крутой здешний витраж - это двенадцативечное "Распятие", один из самых старых витражей в Европе и точно уж самый большой витраж той эпохи (8,35 на 3,1 метра - для двенадцатого века реально огромный). Ну и еще он просто очень красивый.
На самом верху витража - Иисус в мандорле:
Голгофа. У подножия креста стоят Мария, сотник Лонгин, безымянный римский солдат и апостол Иоанн:
Под Голгофой - казнь апостола Петра, которого, как известно, распяли вниз головой. Слева от Петра - император Нерон на троне, справа - палач рубит голову апостолу Павлу.
Нерон крупным планом:
А кто это у нас такой под святым Петром на карачках в позе донаторов держит в руках макет этого же самого витража? "Разве ты не узнаешь меня и моего мужа Анри Генриха? - возмущается комиксная Алиенора. - Это мы пожертвовали собору этот витраж!"
Все верно: и пожертвовали, и себя на нем заказали изобразить - вместе с четырьмя сыновьями: Генрихом, Ричардом Львиное Сердце, Джеффри и то ли самым младшим, Иоанном (будущим Безземельным), то ли самым старшим, рано умершим Вильгельмом. Между прочим, это по факту единственный дошедший до наших дней прижизненный портрет Алиеноры Аквитанской.
Кстати, по наличию сыновей довольно точно вычисляются временные границы создания витража - не раньше 1158 года (когда их стало уже четверо) и не позже 1173 -1174 (как раз в это время Генрих-младший, Ричард и Джеффри по наущению маменьки подняли мятеж против папеньки, так что хрен бы Генрих-старший стал бы тратить деньги на семейный портрет с непокорными отпрысками).
Далі буде...