Сегодня, вот, венецианские сиротки приплыли. Естественно, Вивальди, естественно, "Глория" - но зато охренительный видеоряд в исторических костюмах и состав аутентичнее некуда. Как открыла я ролик, так и залипла. :-))
1. Я об этом уже когда-то писала, когда делала пост про "Юдифь", но это было триста лет назад, так что повторюсь: в Венеции середины XVIII века было две главных движущих музыкальных силы - оперные театры (не побоюсь этого слова, самые крутые в тогдашней Европе) и внезапно женские сиротские приюты - ospedale. Эти ospedale отбирали среди местных сиротинушек самых музыкально одаренных, вбухивали в их обучение кучу денег, приглашали писать для них репертуар самых крутых тогдашних композиторов, а потом стригли бабки с выступлений. То есть, конечно, не бабки с выступлений, а пожертвования после церковных месс, на которых пели эти сиротки, но вся Венеция на этот счет нисколько не обманывалась и знала, что месса с приютскими сиротками - это даже круче, чем самый крутой светский концерт. Соответственно,
2. Музыкальные сиротки были только женского пола. Просто мальчиков-подкидышей считалось возможным сразу отдавать в какие-нибудь городские мастерские в качестве подмастерьев: стукнуло лет шесть-семь - и все, пошел вон из приюта учиться сапоги тачать. А вот девочек обучать на стороне считалось неприличным, поэтому они оставались в приюте до условного совершеннолетия, и нужно там было их чем-то занимать (не всех же засаживать кружева плести). Вот их и занимали. Музыкой.
3. Музыкальные произведения для хора тогда (да и сейчас, в основном тоже) было принято писать для состава SATB - сопрано-альты-тенора-басы. Естественно, в чисто женском приютском хоре никаких теноров и басов не было и быть не могло. Поэтому композиторы - тот же Вивальди со своей "Глорией", написанной специально для венецианского Приюта Милосердия (Ospedale della Pietà, - выкручивались следующим образом: первые сопрано поют партию сопрано, вторые сопрано поют партию теноров, передвинутую на октаву выше, первые альты - партию альтов, вторые альты - партию басов (опять октавой выше). Получалось очень оригинально. В наше время на этот принцип обычно забивают и исполняют все с настоящими тенорами и басами, но на этом видео все аутентичненько - чисто женский коллектив.
4. Сиротки-солистки в смысле всенародной любви и популярности были звездами не хуже оперных див. При этом их лица на выступлениях разглядеть было невозможно, потому как и хор, и оркестр из соображений сохранности целомудрия сидели на балкончиках, закрытых плотной решеткой (см. видео). Фамилий их тоже никто не знал (да у большинства этих девочек-подкидышей никаких фамилий и сроду-то не было), посему идентифицировали их так: "Сегодня солирует Микелина из Приюта Неизлечимых, а-а-а, все на
5. Все эти Микелины-Дзанетты-Андзолетты, при всех своих талантах, не имели права делать нормальную музыкальную карьеру вне приюта. По достижении условного совершеннолетия у них было два пути: либо получить от приюта приданое (весьма солидную сумму) и выйти замуж, подписав обязательство никогда не выступать публично, либо постричься в монахини и остаться в приютском хоре/оркестре - в качестве исполнительницы или преподавательницы. Некоторые, правда, плевали на приданое и уходили на оперную сцену - но таких были единицы.
6. Солистка-контральто мне в этой записи категорически не нравится. Но зато все остальное - офигенно!