НачалоИзнутри святая Радегонда - микст анжуйской готики с романщиной в лучшем виде: то есть, и витражи нормальных размеров имеются (здравствуй, готика!), и хари с модильонов в нефе скалятся, и крипта с гробиками есть (это совсем уж ранняя романщина, по-моему, она еще от предыдущей версии церкви уцелела), и хор с колоннами с романскими капительками в наличии.
Колонны, правда, в девятнадцатом веке в рамках возвращения к истокам реставраторы расписали в "романо-византийском стиле" (как в Нотр-Дам-ла-Гранд, ага), за что Проспер Мериме, будучи тогдашним главным инспектором исторических памятников Франции, потом этих реставраторов чуть ли не матом крыл. (Но тут, как и в случае с Гюисмансом, скажу: а мне все равно нравится!)Короче, посмотрим на Радегондин интерьер в подробностях.
Неф. Впереди, в апсиде - хоры с колоннами, под хорами - подземная крипта с гробиками святой Радегонды, святой Агнессы и святой Дисциолы:
Хоры с росписью, раскритированной Мериме:
читать дальше
Одна из капителей: Даниил со львами.
Еще одна капитель: просто львы, без Даниила:
Осевая капелла - капелла Богоматери:
Витражи тут девятнадцативечные, а посему умильны и слащавы до омерзения, словно иллюстрации к "Сторожевой башне". Впрочем, в интерьер вписываются - ну и то слава богу...
Зато деревянная скульптура на алтаре неплоха:
Вход в крипту. Над входом, на модильонах - подвиги добродетели святой Радегонды:
Святая Радегонда "humiliter famulatur" и "corpus cruciat" - служит бедным (омывает кому-то ноги) и умершвляет плоть (столик с кандалами веригами в наличии):
"Pauperis miseretur" и "assidue orat" - сострадает бедным и беспрестанно молится:
"Obedientia potens" и "sanctis oblationes ministrat" - проявляет послушание и причащается святым причастием:
Сама крипта: посередине - романский гробик саркофаг Радегонды, справа статуя Богоматери, изваянная с Анны Австрийской. Если кому интересно, что эта статуя здесь делает, - вам сюда.
Кстати, о творцах (мать их). Креативная корейская художница Кимсуджа, накуролесившая в Нотр-Дам-ла-Гранд и во Дворце Правосудия, добралась и сюда: она позаклеивала окна в крипте радужной целлофановой пленкой. Это, типа, оммаж королеве франков, подчеркивающий извечные взаимоотношения между жизнью и смертью и чего-то там еще. Короче, вот окно с пленкой, вот табличка с идеологической матчастью - о художественной ценности креатива судите сами, как хотите. А у меня вкусы неразвитые и плебейские, я в сторонке постою.
Вид из крипты на западный торец нефа:
С хоров - туда же:
Репетирующий хор - не архитектурный, а настоящий, музыкальный. :-))) Очень хорошие, славные ребята (по-моему, не местные: во всяком случае, на репетицию они прям с чемоданами-рюкзаками явились).
Кому охота, послушать, как пели, - вот. Только дождитесь, пока видео догрузится и кнопка со стрелочкой появится (с фликром оно всегда так).
Боковая капеллочка с Иисусом и Радегондой:
Почему Иисус указывает пальцем на лоб - понятия не имею: вообще-то, по легенде, он явился к старенькой Радегонде сказать, что скоро примет ее в царствие небесное (и даже оставил на камне след своей ноги - этот камень там где-то есть, но я так и не смогла разглядеть, где именно).
Впрочем, мне лично импонирует версия, что, наверное, Господь этим жестом хочет сказать людям, что Ему угодно, чтобы они думали головой, а не чем-нибудь другим. :-))
Идем дальше. Очень хороший витраж, заказанный в 1270 году младшим братом Людовика Святого, Альфонсом, графом де Пуатье. Наверху, в большой розе - Страшный суд, в двух маленьких розах пониже - донаторы, включая самого Альфонса, в окнах внизу - земная жизнь Иисуса. И везде, где только можно - лилии Капетингов и геральдические замки королевы-матери, Бланки Кастильской (Альфонс, как и Людовик, был хороший мальчик и маму уважал и слушался):
Вот попробовала я еще полную развертку в фотошопе сделать: снять его "живьем" в такой перспективе, к сожалению, пространство не позволяет:
Фрагмент: Альфонс де Пуатье с двумя не то родичами, не то просто приближенными (не с сыновьями точно - детей у него не было).
Нижние окна с евангельскими сценами:
Беседа с Нечистым Искушение Христа в пустыне:
Бичевание и распятие:
Ну и, наконец, перейдем к самому интересному в святой Радегонде - к феерическим скульптурам на модильонах. :-))) Их здесь несколько сотен, и, в лучших традициях романского искусства, они довольно-таки далеки от привычных для нашего времени представлений о благочестии (а некоторые - и о приличии тоже). :-))
Модильоны в деталях. Инфернальные хари:
Осторожно, +18
Вот эта дама, по-моему, занимается тем же, что и предыдущая, разве что не так явно:
Кто-то пугает ежа нечистую силу голой задницей:
"Ой, мамочки, чо деется!..":
Скрипач:
Еще скрипач:
Осел, играющий на арфе:
Стрелец:
Дяденька с топором:
Ну и прочие странные личности, несть им числа: