Снова Сен-Жан-де-Монтьенеф - ранним утром тридцать первого декабря. Это была очередная попытка поглазеть на герцогскую родовую усыпальницу (в надежде, что, может, хоть к утренней мессе церковь откроется, Сильвестр ведь все-таки...), но, увы, нас снова ожидал облом. Зато вокруг были приятные утренние пейзажи и красивая изморозь.
читать дальше
Раз уж с Монтьенефом ничего не получилось, решили мы сходить к Дюнам, на правый берег реки. Там нам Википедия обещала гипогей - подземную часовню седьмого века. Правда, на каком-то из местных сайтов вскользь упоминалось, что гипогей вообще-то закрыт на консервацию и открывается раз в сто лет по обещанию - но мы решили, что в любом случае для бешеной собаки семь верст не крюк. Да и вообще было интересно поглядеть на Пуатье с правого берега - берег высокий, так что виды оттуда обещали быть очень даже ничего.
Ну и пошли мы - сначала по набережной, потом по мостику через речку, потом по длинной-длинной лестнице вскарабкались на гору
Речка Клэн:
А вот и лестница. Предчувствие не обмануло: виды на старый Пуатье отсюда открываются офигенные.
А вообще именно с этой замечательной позиции во времена религиозных войн войска адмирала Колиньи лупили по городу пушками (на крыше святого Петра до сих пор следы от ядер видны).
Вид на святую Радегонду:
Она же с немного другого ракурса - на фоне собора святого Петра:
Собор поближе:
Вот эта извилистая борозда между домами - улица Гран-Рю, которая ведет к Нотр-Дам-ла-Гранд (от Ла-Гранд, как обычно, видна только колоколенка: не умели в романскую эпоху высокие здания строить):
А теперь отвлечемся на секунду от городской архитектуры. Приметы сельской местности: на склоне чуть ниже нас пасутся два барана:
Я человек от животноводства очень далекий, поэтому показалось мне сначала, что это садовые скульптуры такие - стоят себе совершенно неподвижно, даже не шелохнутся. О, прикольно сделано, думаю я; делаю кадр, потом второй, третий, потом увеличиваю снимки у себя на экранчике, чтобы резкость проверить: надо же, а бараны-то живые! У правого на разных кадрах положение челюсти меняется: ЖУЕТ ОН, СКОТИНА РОГАТАЯ. :-))))
А над баранами на дереве висит здоровенное гнездо. Ей-богу, не знаю, чье оно, не знаю даже, чьих оно... э-э-э... рук дело - человеческих (а то уж больно аккуратное какое-то) или того, кто в нем живет
Статуя Богоматери-на-Дюнах. Богоматерь, соооруженная в 1876 году, стоит прямо над обрывом и благословляет через речку левый берег.
За Богоматерью начинается частный сектор (господи, как в моем районе :-))):
А вот и гипогей. Естественно, он оказался закрыт. Стоит он в скверике, скверик окружен заборчиком, перед входом в здание (состряпанное в конце девятнадцатого века, чтобы защитить подземную часовню) лежат каменные саркофаги весьма завлекательного вида, но даже их с такого расстояния толком не разглядишь. ( Зато сам скверик очень красивый, и деревья на солнце так хорошо смотрелись!
Возвращаемся вниз к речке. Виды с Нового моста:
Правый берег:
Благословляющая Богоматерь, которая наконец-то оказалась к нам лицом:
А теперь - пуатевенские улочки. Узкие, извилистые, и половина из них - с такими названиями, что так и хочется вставить их в какой-нибудь роман из жизни фентезийного псевдосредневековья.
Улица Шампань, она же - бывшая улица Вареной Груши:
Улица Золотых Весов:
Улица Трех Царей (в смысле, евангельских царей-волхвов):
Улица Алиеноры Аквитанской (помним-любим-гордимся!):
Ночной клуб "Большой гуль" (точнее, "Большая гуль", поскольку во французском языке goule женского рода,
Судя по вывешенному на входе расписанию, открывается это упыриное заведение в полночь и работает со среды по субботу (самые постные дни, да :-))). Согласно нашему хэдканону, по ночам сюда приходят оторваться фасадные гаргульи и неприличные романские твари с модильонов святой Радегонды.
Улица Соборная:
На брусчатке улицы Соборной нарисована голубая линия - это один из трех туристических маршрутов, известных под условным названием "Дороги Богоматери". Все они начинаются у Нотр-Дам-ла-Гранд, голубая линия ведет к святой Радегонде через собор Сен-Пьер, желтая - к аббатству Монтьенеф, красная - к церкви святого Илария (Сент-Илер-ле-Гран).
Еще улочки: улица Старых Скотобоен или Старых Мясных Лавок (честно говоря, затруднюсь определить, чего именно, потому что и то, и другое - boucheries).
).
И аппетитные сласти, которыми на ней торгуют. :-)))
Доминиканская часовня святого Сибара, спрятавшаяся в глубине старого города.
Часовню то ли реставрируют, то ли что-то строят вокруг нее, так что пришлось опять фотографировать через щель в заборе:
Домик пятнадцатого века. Как гласит пояснительная табличка - типичный пуатевенский особняк тех времен.
Площадь Карла Седьмого - крошечная, тихая, уютная:
А это шумная площадь - площадь Альфонса Лепти. Ресторанчики, ларьки с уличной жратвой и рождественский аттракцион с машинками для детей:
На углу площади расположено воистину благословенное место - книжный магазин "Joseph Gibert". В нем три этажа, и все три заставляют горько сожалеть о том, что у тебя не безразмерный чемодан и не безразмерный кошелек.
Там же рядом - Дворец Правосудия:
Собственно, Дворцом Правосудия эта громадина стала только в пятнадцатом веке (здесь, в частности, судили Жака Кера,
Попасть внутрь нам удалось только один раз - и то потому что тут проходил концептуальный художественный... э-э-э... флешмоб... короче, я не знаю, как это правильно назвать, но заключался он в том, что всем желающим выдавали по куску глины и предлагали катать из нее шарики.
В общем, вот вам Зал потерянных шагов, построенный по приказу Алиеноры Аквитанской (между прочим, одно из самых больших внутренних помещений в Европе той эпохи!), посреди зала стоит стол, а за столом народ лепит шарики:
Организовала это действо концептуальная корейская художница Кимсуджа - та самая, которая освещала Нотр-Дам-ла-Гранд
Насколько это работает - не знаю, мы не пробовали. :-)) Я лично существо бездуховное (и вообще полагаю, что кратчайший путь к достижению гармонии - это похуярить гаммы хотя бы минут двадцать; кстати, и для мелкой моторики очень пользительно...), Элисса у нас тоже не то чтобы любитель медитативных состояний - короче говоря, от эксперимента мы воздержались. :-) Но вообще народу мероприятие явно нравилось - катали с большим удовольствием, особенно дети.
Еще в зале имеется великолепный тройной камин, а над ним - балкончик в стиле пламенеющей готики. Так и представляю себе, как озябшие придворные герцога Беррийского жались к этому камину, чтобы погреться: холодно ведь в этих шикарных герцогских покоях...
Ну и напоследок - немного уличной рождественской иллюминации и праздничных витрин. Французы вообще большие мастера украшать витрины - каждый раз, как вижу, восхищаюсь от всей души: