На работе адский завал. От завала у меня переутомление, от переутомления - бессонница. Чтобы
не ебануться воскресить мозг, читаю урывками "Страдающее Средневековье: парадоксы христианской иконографии". Отличная книга, отличные иллюстрации, отличные комментарии к иллюстрациям - короче, всем горячо рекомендую!
Там даже мой любимый Портал книжников в Руанском соборе есть!"Сегодня трудно представить издание конституции или уголовного кодекса, где бы среди статей и параграфов вклинивались кривляющиеся обезьяны или фривольные сценки. Однако во многих средневековых компендиумах по римскому и церковному (каноническому) праву инициалы или поля, помимо разнообразных гибридов, украшены задницами и гениталиями. Особенно этим известны манускрипты, создававшиеся в Болонье в XIII—XIV вв.
В них между колонками текста то тут, то там появляются мужские фигуры с выставленными напоказ фаллосами, фантастические существа с непомерно длинными, похожими на змей, мужскими достоинствами или вытянутыми фаллическими шеями, наездницы, оседлавшие эрегированные пенисы, словно коней и т. д. Едва ли эти фигуры требовались для того, чтобы разжечь плотские страсти у экспертов по «Кодексу» Юстиниана или «Декрету» Грациана. Скорее, чтобы развлечь юристов, уставших вгрызаться в мучительно скучный текст.
Кодекс Юстиниана. Болонья (Италия), третья четверть XIII в".Очень красивые штуки:
читать дальше"Значки с эротическими сюжетами по форме и материалам ничем не отличаются от паломнических значков, которые в позднее Средневековье можно было купить при храмах, куда, — поклониться мощам или каким-то еще реликвиям, — стекались толпы верующих. На них чаще всего изображались фигуры святых или реликварии, содержащие их чудотворные останки. Такие предметы приобретали как «сувениры» — свидетельство того, что человек действительно побывал у той или иной святыни, а также как амулеты, призванные защищать от злых сил и других напастей.
«Эротические» значки, которые, возможно, продавались вместе с паломническими, а сейчас откапывают бок о бок с ними, часто высмеивают пилигримов. На одном из них вульва предстает в обличье паломника — в широкополой шляпе, с посохом и четками в руках. На другом — три фаллоса несут на носилках, словно статую святого или раку с мощами, вульву в короне. На третьем — вульва-паломница держит в руках посох с навершием в форме фаллоса. Большинство этих сценок соединяет мужское и женское начала и с помощью разных метафор говорит о соитии. В одной из строф популярнейшего «Романа о Розе» (ок. 1275 г.) фаллос с мошонкой уподобляются паломническому посоху и суме.
Значок, найденный недалеко от Амстердама (Нидерланды), 1375−1424 гг. Вульва в паломнической одежде.
Значок, найденный в Брюгге (Бельгия), 1375−1450 гг. Эротическая процессия.Кстати, в Пуатье в церкви святой Радегонды книжка обещает романские барельефы с "эксгибиционистами". В святой Радегонде я на рождественских каникулах буду, если
не сдохну кирпич на голову не упадет: посмотрим.
А вообще когда этот паскудный завал закончится, я нажрусь снотворного и просплю часов десять подряд. А еще лучше - двенадцать...