НачалоСамое, однако, замечательное в аббатской церкви находится не снаружи, а внутри.
Во-первых, когда заходишь внутрь, становится ясно, что это здание тебя нагло обманывало - как какой-нибудь маг из фентезятины, который на публику является исключительно в виде старого хрена в черной мантии и с трехметровой бородищей, а у себя дома он внезапно молодой, веселый, красивый, изящный щеголь.
Вот и с Сент-Уэном та же история. Снаружи - почерневший суровый мрачняк, а внутри - сплошные свет и радость: своды ввысь улетают, витражи всеми цветами радуги переливаются, и даже непременные статуи епископов и аббатов вид имеют доброжелательный и заинтересованный.
читать дальше
Ну и, конечно, главное достояние Сент-Уэна - витражи. Когда мы туда зашли, мы поняли, что попали в рай: 241 окно, и в каждом - КАЖДОМ!!! - по витражу!!! Четырнадцатого-пятнадцатого века!!! Замечательной сохранности!!!
Поехав крышей от такого счастья, я совершила подвиг упоротости и перефотографировала их все. Все, конечно, выкладывать не буду (кто это выдержит???), но часть покажу.
(Как я их фотографировала - это была отдельная песня. Штатива у нас в хозяйстве не водится, телеобъектива тоже, да и камера у меня самая скромная, а посему: ноги на ширину плеч, дыхание задержать, чтобы руки не дрожали, зум раскрутить и щелк-щелк-щелк - столько дублей, сколько на одном дыхании получится, потом неудачные убьем. Когда руки совсем отваливаться начнут - в монастырский садик на перекур или в соседний берберский кабачок на обед, а потом сразу назад: благо, вход в Сент-Уэн, как и во многие исторические церкви во Франции, бесплатный - хоть целый день туда-сюда курсируй).
Витражи нефа отличаются дивной соразмерностью и упорядоченностью. В верхнем ярусе - "портретные", с полноростовыми фигурами святых (на северной стороне) или ветхозаветных персонажей (на южной стороне). В нижнем ярусе - житийные сцены, иногда пополам с пейзажами, реальными и фантастическими. Выглядит это целиком как-то вот так:
читать дальше
Святые из верхнего яруса. По центру - Север, Валерий, Ремигий, Маглуар, Роман:
Отдельно поделюсь радостью: Сент-Уэн - это просто какой-то кладезь для "Куруфинового замка". В большинстве случаев черта лысого найдешь, чем иллюстрировать статьи о редких именах, а тут пожалуйста - Маглуар, Ансберт, Эвруль, Бертин!... Вот будет у меня наконец-то достаточно времени - переберу все фото, повырезаю нужных святых, и на сайт, и на сайт!
Еще святые: Гастон, аббат Эвруль, Ло, аббат Гуго (но это не точно) и Вильгельм.
Ветхозаветные персонажи. Центральная пятерка: Аса, неизвестно кто, Сивилла Персидская, Финеес и Азария.
Из нижнего яруса: житие святой Агнии (или Агнессы, кому как привычнее).
Житие святой Екатерины Александрийской:
Житие святого Австремония, апостола Оверни:
Пейзажи и две сцены из жития святой Елизаветы Венгерской (кстати, кому интересно: прапраправнучки Владимира Мономаха и прапрапраправнучки старого душегуба Роберта Гвискара) - воскрешение женщины и исцеление ребенка.
Житие святого Элигия и святого Фомы (Томаса) Бекета:
Бекет осуждает Генриха II за ущемление прав церкви, за что королевские приближенные убивают его прямо в Кентерберийском соборе:
Христос, исцеляющий слепорожденного, и виды Руана:
В капеллах, где окна узкие, структура композиции соответственно меняется. Житие апостола Варфоломея:
Житие апостола Андрея:
Капелла Пресвятой Девы - с соответствующими богородичными сюжетами:
Святой Иосиф, Дева с младенцем и поклонение пастухов (Деву с младенцем закрыл шпиль на алтаре):
Цветочные мотивы:
Благовещение и встреча Марии и Елисаветы:
Избиение младенцев:
Еще одна капеллочка - со сборной солянкой. Житие Иоанна Евангелиста и усекновение главы апостола Иакова (по-моему, Старшего - Младшего, кажется, побили камнями):
Житие Иоанна Крестителя:
Снова апостол Иаков - на этот раз точно Старший:
Кстати, обратите внимание: любимый сюжет Средневековья - апостол Иаков (в шапке пилигрима с нашитыми ракушками) поддерживает невинно осужденного на виселице. Очень популярная история: некоего юного паломника, который шел вместе с родителями в Компостелу, злобный хозяин постоялого двора облыжно обвинил в краже уже не помню чего (кажется, серебряного блюда). Судьи, не разбираясь, приговорили парнишку к повешению. Родители поплакали-поплакали, потом сходили в Компостелу, а когда аозвращались назад, увидели, что святой Иаков все это время поддерживал их сына за ноги, чтобы тот не задохнулся. После этого, конечно, парня полностью оправдали, и думаю, не стоит даже говорить, какой популярностью эта легенда пользовалась среди средневековых уголовников. :-)))
Северный трансепт, пятнадцативечная витражная роза с "Ангельской иерархией" работы Колена де Берневаля:
А это работа папеньки Колена, Александра де Берневаля, который по совместительству был еще и главным архитектором аббатства с 1424 по 1440 год. И изображено тут - что бы вы думали? - наше любимое Иессеево древо! :-)) Вот такое оригинальное древо, в виде круга. А в серединке спит сидя Иессей.
Орган и еще одна витражная роза (не знаю датировки, но судя по абстрактным мотивам - видимо, все-таки новодел)
Орган, между прочим, считается одним из лучших органов во Франции, но слышать его лично мне не довелось. Что еще печальнее, у церкви, несмотря на все ее великолепие, явно проблемы с кровлей - сверху время от времени что-то капало. Как у них выживает орган в таких условиях, ума не приложу. (((
Ну и в качестве завершения покажу современный витраж в алтарной части - "Распятие" Макса Энграна. Очень душевное "Распятие", как по мне.