Черт и его бабушка, Заяц-Антихрист, оборотень-святоша и проч., и проч.
Твари из все того же рождественского отпуска.
Нюрнберг, Лоренцкирхе. Дьявол, уволакивающий ребенка в ад.
Группка то ли 14, то ли 15 века - подозреваю, отголосок тогдашней общеевропейской агиткампании "крестите-киндеров-сразу-а-то-будет-поздно". Ибо многие некультурные (а иногда даже и культурные) граждане оттягивали крещение младенцев, сколько могли. В лучшем случае, повитуха крестила при рождении малым крещением (обливала водой, произносила: "Во имя Отца, Сына и Святого Духа" - и все), а дальше уже дите годами дожидалось, пока у родителей не дойдут руки покрестить его нормальным образом - в церкви. Во Флоренции до определенного времени вообще был обычай крестить всех оптом один раз в год - в Баптистерии: кто не успел - тот опоздал, жди следующего года...
Но официальная церковь считала, что это неправильно, ибо новорожденный младенец, по тогдашним воззрениям, ни фига не невинное существо, а как раз наоборот. Потому как на нем первородный грех, и вообще, в смысле инфернальных влияний, он находится в группе риска №1. В итоге где-то с 14 века начинает появляться масса агиток иконографических сюжетов, призывающих крестить детей вовремя. В том числе и популярный сюжет с мадонной, которая замахивается дубинкой на дьявола, преследующего ребенка (опционально - толпу детишек), - короче, то, что в Италии называется Madonna del Soccorso. При этом размер дубинки зачастую умиляет - в некоторых исполнениях это такой реальный дрын, чуть ли не в рост самой мадонны.
Ну, а тут у нас наиболее грустный вариант: мадонна на помощь не пришла, и сейчас сатана уволочет ребенка в ад (ну или зовахает).
Кстати, оффтопом: на самом деле, в исторической перспективе агитки сработали не очень, поскольку даже мелкий Людовик Тринадцатый в своем начале семнадцатого века дожидался крещения целых четыре года. Так что на вопрос "Какое имя ты желаешь получить при крещении?" крещаемый уже мог ответить внятно и самостоятельно (что интересно, ответ был: "Генрих! Хочу, чтоб меня звали, как папу!" - но кто б там слушал ребенка...).
Еще твари. Южный фасад нюрнбергской Себальдускирхе:
Что твари символизируют - ей-богу, не знаю (средневековый бестиарий вообще штука довольно шизофреническая, и внешний облик тут не очень роляет - иногда какое-нибудь страшилище может запросто символизировать что-нибудь очень хорошее, добродетель какую-нибудь, например...). Могу только сказать, что святая над Горлумом слева - скорее всего, Петронилла (судя по метле).
Там же, главный портал. Обезьянка с мячом (или с фруктом):
Ну и главное нюрнбергское чудище - "Заяц Дюрера". :-)) Изваян в 1984 году по мотивам знаменитого дюреровского "Зайца" с идеологическим посылом "че-будет-если-природа-отомстит".
Вы себе представить не можете, как я ему обрадовалась. :-) В универе у нас был такой вымышленный персонаж факультетского фольклора - Заяц-Антихрист, так что, завидев ЭТО, я сразу поняла: это он!
Регенсбург.
На самом деле, в Регенсбурге главный чемпион по тварям - это Шотландская церковь с ее романским порталом, но про нее надо как-нибудь отдельным постом. А это собор святого Петра - на нем тоже налеплено много всякого занимательного.
Западный фасад:
Ведьма верхом на... в общем, на ком-то:
Judensau - "Еврейская свинья". Находится как раз напротив тогдашнего входа в гетто. Вообще - очень распространенный (особенно в Германии) средневековый сюжет: евреи, сосущие свинью. Сейчас время от времени поднимаются дискуссии, не сковырнуть ли эту Judensau к чертовой матери, но пока что оставили.
Вот по этому вопросу я нахожусь в разладе сама с собой.читать дальше
Великие завоеватели. Их тут четверо - Навуходоносор, Кир, Александр и Октавиан Август. Смысл их присутствия на фасаде - показать, что все, что они назавоевывали, теперь принадлежит христианской церкви (ну или, во всяком случае, она на это претендует).
Александр Македонский. Уж их-то с Навуходоносором можно опознать точно (потому что в путеводителе написано, что Александр верхом на пантере, а Навуходоносор - на медведе :-))) :
Черт и чертова бабушка (во всяком случае, такова народная этимология атрибутация, а на самом деле это обычные полумонстры у входных дверей, отгоняющие от собора всякую нечисть):
Мужики над входом в Старую ратушу. Мужиков, согласно местному фольклору, зовут Шутц и Трутц. А вообще они символизируют, что Регенсбург - город имперский и вольный, а кто эти вольности будет оспаривать - тому прилетит булыжником и боевым молотком.
А вот это мой самый большой любимец в Регенсбурге. :-)) Стоит в Епископском дворе и называется "Святоша-лицемер":
Сам по себе святой Павел - неоготический новодел конца 19 века. Но это хороший новодел - прямо-таки душевный привет от архитекторов предшественникам: смотрите, мол, фетер, а мы тоже так можем! Ваши умения не просраны, спите спокойно, аллес ист гут...