Кто просил фоток с освящения костела на Воскресенке - вот фотки (точнее, скрины с видео, сама я на этот раз без фотоаппарата была). Видов снаружи, правда, почти нет - оператор прислал только интервью и службу, а вытряхивать из него то, что он снаружи для перебивок снимал, мне было лень.
Зато могу теперь рассказать, как эта процедура происходит - может, кому интересно будет или для матчасти пригодится. Церемония редкая, потому как в наших широтах костелы с нуля строятся нечасто, а все старые еще в девяностых переосвятили. А тут как раз костел новенький, только-только отделку закончили.
Значится, прошлая суббота, Воскресенка, капуцинский костел Марии Матери Церкви. Холодина страшная, хорошо, хоть дождь не идет. Народ стоит под костелом, ждет начала. Чтобы не было скучно, читает хором под руководством монашки "Ave Maria" (по-украински, естественно). Прочитали, наверное, раз сто: я было начала считать, но сбилась. Хотела потом спросить у причта, имеет ли количество какой-нибудь сакральный смысл (может, действительно, скажем, тридцать раз прочесть полагается, или, там, сто), но к концу церемонии уже так вымоталась, что забыла.
Ну вот, наконец-то: дождались епископа с монашескими делегациями.
читать дальше
Отделка скромная, росписей почти нет - только в алтарной части. Храм не сказать чтобы маленький, но народу набилось по самое никуда, поэтому пришлось стоять на своих двоих. План в форме неправильного ромба, потолок в форме латинского креста. На балкончике где-то сзади есть электроорган, там же размещается хор. Вообще, архитектурка осовремененная, но симпатичная - жаль, вида снаружи у меня нет.
Действующие лица
Веселые монахи, про которых я рассказывала:
Веселый капуцинский настоятель - отец Блажей. Это он не благословляет, это он кому-то в толпе ручкой машет.
На самом деле, он уже не настоятель - повысили его до провинциала. Но поскольку он был настоятелем большую часть времени, пока костел строился, он почти всю официальную часть церемонии и вел.
Еще были веселые монахини, но они сидели так, что снимать их можно было только из-под локтя. Так что монахинь я вам не покажу.
Епископ Станислав (Широкорадюк).
Это не фейспалм, это человек просто лоб вытирает.
Начало церемонии: провели перекличку монахов (и приезжих гостей, и местных - при костеле небольшой капуцинский монастырек, то есть, вернее, это костел при монастырьке), поблагодарили благотворителей, поздравили прихожан с новым костелом, немного помолились все вместе, немного попели с хором.
Хоров было два: один местный, второй приглашенный - как я понимаю, из Днепропетровска. Днепропетровцы орали так, будто соревновались, кто кого перевопит. Местный хор был неплох - репертуар простенький, но спето аккуратно. Прихожане тоже поют вполне пристойно - да, впрочем, в наших краях это не редкость: у меня под окном регулярно кто-нибудь по пьяной лавочке футбольные гимны хором голосит - и тоже вполне себе неплохо...
Потом началось окропление святой водой:
По правде говоря, длилось все вышеописанное чудовищно долго, так что позвоночник у меня после длительного стояния уже просто криком кричал. Когда после окропления девочка начала читать литанию святым, я прямо возликовала: щас, думаю, со всем честным народом на колени опущусь, хоть отдохну немного.
Ага, как же - отдохнула. На практике оказалось, что стоять на коленях на скамеечке и стоять на коленях на каменном полу - это две большие разницы. Не то чтобы оно было холодно - оно было как-то жестковато. И чем дальше, тем жестче. Уже на этапе взываний к святому Леонарду я начала мечтать, чтобы литания поскорее закончилась. На этапе Екатерины Сиенской - стала вспоминать, далеко ли отсюда травмпункт, потому что казалось, что коленям уже хана. По-моему, они включили в литанию половину католического календаря, и слава богу, что только половину - иначе своими ногами я бы точно не ушла...
Литания:
После литании епископ начал освящать алтарь. Для начала положил внутрь алтаря ковчежец с мощами (чьими - к сожалению, даже в записи расслышать не удалось).
Намазал алтарь елеем:
После этого все присутствующее священство отправилось мазать кресты на колоннах (правда, в суматохе немного сбились и некоторые колонны по два раза обработали):
Епископ поставил на алтарь кадильницу, а сам отправился кадить по храму. Хор сверху запел "Бог є лише один" под гитару и какие-то ударные (судя по звуку, не иначе, тамтамы) - неожиданно, но, в общем, вполне симпатично.
Тем временем елей с алтаря аккуратненько стерли тряпочкой:
Постелили покров:
Принесли цветочки:
Принесли свечи:
Расставили утварь:
Все, алтарь готов. Начинается евхаристическая литургия - пресуществления вина и хлеба (облатки) в кровь и тело Христово.
Епископ с облаткой:
Причастились сами:
Пошли причащать прихожан (предварительно напомнив, чтоб к причастию не подходили неисповедовавшиеся, имеющие на душе смертный грех и живущие в гражданском браке):
После этого епископ прячет дароносицу и закрывает дверцы на замок:
Евхаристическая литургия окончена, все расходятся по местам, потому что будет еще одна официальная часть - снова речи, зачитывание поздравительных писем из Рима и прочих мест и т.д., и т.п.
Забавный фейл: служка, то ли от усталости, то ли обалдев от торжественности обстановки, пытается одеть на епископа митру задом наперед.
Посмеялись, перевернули митру как надо:
Финал: подписывают акт об освящении храма. Будет храниться вечно, в назидание на память грядущим поколениям.
Правда, это был еще не совсем финал - было еще стопиццот поздравительных речей, потом всех пригласили на праздничный банкет, но на банкет я не осталась - сил никаких не было. Выползли мы с оператором на негнущихся ногах из костела - еще бы, четыре часа в общей сложности простоять! - и с чистой совестью поехали по домам... :-))