Внутри по части чудес тоже все в порядке. В первый раз в жизни мы увидели церковь, сплошь завешанную гобеленами:
Гобелены двух разновидностей - флорентийские и фламандские. Последние с ходу опознаются по агрессивно-красному цвету.
Голгофа (фламандцы):
Поклонение волхвов (флорентийцы):
Благовещение (тоже флорентийцы): Вот эти подсвеченные штуки возле алтарной части - еще одно чудо из чудес: интарсии по рисункам Лоренцо Лотто.
По серости своей мы вообще не подозревали, что такое и на свете-то бывает. :-))) Технически интарсия - это инкрустация деревом по дереву, вроде цветочков-ангелочков на старинных комодах. Но одно дело - комодные орнаменты, а тут натуральные картины из дерева.
Всего интарсий в Санта-Мария-Маджоре четыре штуки: "Давид и Голиаф", "Всемирный потоп", "Юдифь и Олоферн" и "Переход через Красное море". К каждой интарсии прилагается coperto: вот не искусствовед я, не знаю, как это правильно по-русски назвать - покрышка? ставня? Ну, пусть будет ставня, потому что по факту это действительно нечто вроде ставней. По вечерам интарсии закрывают этими coperto, но поскольку сами по себе они не хуже самих интарсий (а временами мне кажется, что даже и лучше! :-))), то смотреть на них - не меньшее удовольствие.
Интарсии и их coperto:
Переход через Красное мореДавид и Голиаф:Юдифь и Олоферн:Всемирный потоп (саму интарсию сопру из Википедии - почему-то не догадались сфотографировать )Сам по себе Лоренцо Лотто был занятной личностью - с крайне оригинальным складом ума (что видно по интарсиям, особенно по коперто) и с, мягко говоря, сложным характером (что видно по биографии :-))). Венецианец по рождению, всю жизнь кочевал по Италии, меняя одно место работы за другим, однако в Бергамо внезапно прижился на целых двенадцать лет - как пригласили его местные доминиканцы расписывать Сан-Стефано, так и застрял. И много чего расписал как в самом Бергамо, так и в окрестных городках-деревушках. (Вот за что люблю Италию: можно смело соваться практически в любую дыру, заранее зная, что уж какой-нибудь из приличных художников-архитекторов здесь да поработал в свое время :-))) .
Впрочем, если я правильно понимаю, рисунки для интарсий Лотто рисовал в 1532 или 1533 году, уже отъехав из Бергамо на родину - в Венецию. А воплощал их в дереве хороший человек Капоферри, о котором кроме инициалов G.F. мне ничего не известно. (
Кстати, не знаю, верно ли это, но у меня сложилось впечатление, что эти деревянные роскошества - сугубо местная, ломбардская специализация. Сколько ни шастали мы по Италии, но такой роскошной работы по дереву не видели нигде. А тут даже из обычных дверей чудо из чудес умудряются делать:
А вот автограф одного из авторов: "Сделал Джузеппе Алари из Бергамо":
И исповедальня работы Андреа Фантони, тоже местного уроженца:
Фрески в Санта-Мария-Маджоре тоже хороши. Четырнадцативечная роспись на северной стене трансепта (кто-то работал в манере Джотто, но мы уже никогда не узнаем, кто ):
Тайная Вечеря, святой Мартин, отдающий плащ нищему, и Мадонна со святыми
"Древо жизни" (оно же - "Древо святого Бонавентуры" ) - тоже четырнадцативечное и тоже анонимное:
Раньше древо было выше: в семнадцатом веке верхушку замазали, чтобы разместить там "Всемирный потоп" Пьетро Либери
(и зря, по-моему: типичный середняк этот Либери - ни уму, ни сердцу...) . Однако имеется стенд, дающий представление о первоначальном состоянии:
Неподалеку от алтаря имеется четырнадцативечная же гробница кардинала Лонги - работы Уго да Кампьоне, папы Джованни да Кампьоне, автора белых и розовых львов:
Ко львам папа Кампьоне тоже был неравнодушен - правда, если у сына на порталах львы были мирные, с детенышами, то кардинальские львы алчно кем-то закусывают:
Рядом с гробницей - снова Кампьоне-младший: архангел Гавриил, благословляющий Христос и Мадонна Благовещенья, некогда украшавшие фасад:
А напротив статуй, у северной стены - могилы Майра и Доницетти, которых (нечастый случай!) благодарные бергамцы мало того похоронили прямо в Санта-Мария-Маджоре - самой престижной церкви Бергамо, но и отгрохали каждому по памятнику:
Вообще, Санта-Мария-Маджоре так хороша, что мы повадились туда бегать каждый день, как на работу (благо, в отличие от многих "исторических" церквей в Италии вход здесь бесплатный). Зайдем, на святого Мартина у входа поглазеем, с композиторами поздороваемся, мимо кардинальских львов пройдем, на интарсии полюбуемся, гобелены наверху в очередной раз попытаемся сфотографировать (так ни разу ничего толкового и не вышло, кстати). И если еще раз занесет нас в Бергамо - снова сходим, посетим. Уж больно хороша, повторюсь. :-))
To be continued...