Венские памятники
Неуловимый Глюк. - Усидчивый Брамс. - Иоганн Золотой Зуб. - Вивальди и кондитерская. - Невезучий Моцарт. - Фальшивая могила, или Царство бидермейера. - В защиту Сальери.
читать дальше
Неуловимый Глюк. - Усидчивый Брамс. - Иоганн Золотой Зуб. - Вивальди и кондитерская. - Невезучий Моцарт. - Фальшивая могила, или Царство бидермейера. - В защиту Сальери.
читать дальше
Кавалер Глюк притаился в кустах так, что сразу и не отследишь. Идем мимо Карлскирхе, никого не трогаем, бац - из-за кустов лицо знакомое. Стоит себе в тенечке, словно от жары прячется.
Поскольку жили мы неподалеку, Глюк оказался нашим ближайшим соседом. И каждый божий день, выползая после завтрака к Карлскирхе, мы с ним здоровались: "Здравствуйте, кавалер Глюк! Как погодка сегодня, не жарко ли?". Глюк на нас смотрел иронически и, вероятно, думал: "Снова эти двое, куда их опять несет?..".
Меня все занимал вопрос: что он тут делает, возле этой Карлскирхе? Вроде бы ничем Глюк с этим страшным зданием связан не был. Потом выяснилось, что раньше он стоял где-то в другом месте. Во времена аншлюсса его перетащили к Ратуше - туда, где до сих пор стоит целая куча памятников всяким выдающимся градодеятелям. Один из градодеятелей на свою беду оказался евреем, поэтому национально озабоченные граждане памятник ему оттуда убрали, а взамен поставили Глюка (видимо, никого более подходящего по размеру не нашли). После войны, само собой, градодеятеля вернули назад, а Глюка поставили на газончик сбоку от Карлскирхе.
С другой стороны церкви стоит памятник Брамсу. Вот с ним как раз все ясно, почему он здесь: жил он здесь неподалеку. И сейчас он себя тут неплохо чувствует: газончик зеленый, деревья красивые, уродских колонн Карлскирхе не видно - за спиной они... И вообще, местечко уютное, располагает присесть. Как ни идешь - обязательно кто-нибудь на ступеньках у Брамса пристроился, читает или просто расслабляется.
В Штадтпарке под арочкой стоит всем известный памятник Штраусу-младшему. Блестит, как золотая зубная коронка. Золотили его целых два раза: в первый раз - при открытии в 1921 году. Но через несколько лет позолоту содрали (и, как по мне, правильно сделали: в окружении белых барельефов он реально напоминает золотой зуб). Но не так давно какая-то японская компания пожертвовала денег, и Штрауса позолотили заново. Сфотографировать его в одиночестве сложно, потому что вокруг постоянно крутится целый рой японских туристов - фотографируются на фоне.
Вена такой разносторонне музыкальный город, что здесь даже Вивальди умудрился помереть. Похоронили его на ныне несуществующем кладбище в районе Карлплац (сильно подозреваю, аккурат где-то там, где стоит наш отель...). А до этого печального события Вивальди жил в том самом доме, где сейчас квартирует известная кондитерская "Захер". О чем свидетельствует табличка:
А вот Моцарту с памятниками не повезло - ни одного приличного. Знаменитый монумент в Бурггартене до охренения слащавый и, простите на добром слове, педерастический:
Оффтоп:
Хотя тут же рядом стоит абсолютно вменяемый и человеческий памятник Гете. Развалился себе человек в кресле и созерцает скептически машины на Опернринге. Каждый раз, когда мы проходили мимо, меня одолевала зависть: до чего удобно в своем кресле устроился, мне бы так, ноги-то болят...
Зальцбургский памятник Моцарту не лучше венского. Лицо с этакими античными чертами - то ли Аполлон-песнопевец, то ли брат Гракх, размышляющий чего бы сделать для любимой отчизны, "кудри черные до плеч" плюс пол-памятника зачем-то завернуто в бронзовую простыню - то ли это плащ, то ли тога... В общем, есть подозрение, что реального Моцарта он напоминает чуть более чем никак.
Вот памятник Папагено неподалеку смотрится куда лучше. Даром, что несколько футуристический. :-)))
Возвращаемся в Вену. Кладбище святого Марка - то самое, где похоронен Моцарт. Откровенно говоря, абсолютно чертовы кулички. Метро рядом нет (для Вены - довольно большая редкость): или езжай на автобусе, или тарабанься пешком полчаса. Путеводитель просветил нас (цитирую буквально), что "кладбище Св. Марка – место, где романтикам уготовано «дежа вю» из эпохи бидермейера". (Употребление слова "дежавю" в этом контексте нас убило наповал :-))). Честно говоря, мы имели весьма слабое представление о том, что такое бидермейер. Поэтому и не насторожились.
Теперь это представление у нас есть. Бидермейер - это габсбургское барокко для бедных. Ну, то есть, не совсем для бедных: для среднего класса. Все вот эти мраморные урночки, веночки, псевдоантичные статуйки, ожиревшие плаксивые ангелы, "полишені художнього смаку", - вот это и есть бидермейер. Следующая ступень его эволюционного развития - кошки-копилки от Вицына. Габсбурги лепили редкую безвкусицу, но в ней чувствовался воистину имперский размах и какая-никакая, но индивидуальность. А тут все безликое, гладенькое - и довольно противненькое. Когда глядишь на это место последнего упокоения действительно великого композитора, поневоле начинает разбирать зло на венцев: мало того, что не могли человеку при жизни обеспечить приличную работу и приличную зарплату, так еще и похоронили его черт-те где в общей могиле на кладбище, напоминающем будуар мадам Грицацуевой.
Потом на кладбище поставили символическую могилу - надо же куда-то людям приходить - но памятник сляпали в том же бидермейерском стиле:
Печальное зрелище, в общем...
"Но мы предпочитаем верить, что никогда он не был похоронен, поскольку никогда не умирал".
Ну и под конец, поговорив о Моцарте, вспомним и о Сальери. :-))) Памятника в Вене ему нет (то есть, есть какое-то надгробие на Центральном кладбище, но туда мы не добрались). Зато на углу Зайлерштетте и Йоханнесгассе есть чудесный итальянский ресторанчик под названием "Сальери" - тоже своего рода памятник. Люди, как там кормят! А какой там горячий шоколад! Какие итальянские тортики! А какой чесночный суп - страшно подумать, мы могли прожить всю жизнь и так и не узнать, что на свете есть такой чесночный суп. Даже если бы мне сказали, что сейчас меня этим супом отравят, я бы все равно его слопала. :-))
Замечательное место, в общем. Думаю, Сальери на том свете должно быть приятно. По крайней мере, здесь мы от души выпили по бокальчику за его здоровье, где бы он сейчас ни находился. :-))Поскольку жили мы неподалеку, Глюк оказался нашим ближайшим соседом. И каждый божий день, выползая после завтрака к Карлскирхе, мы с ним здоровались: "Здравствуйте, кавалер Глюк! Как погодка сегодня, не жарко ли?". Глюк на нас смотрел иронически и, вероятно, думал: "Снова эти двое, куда их опять несет?..".
Меня все занимал вопрос: что он тут делает, возле этой Карлскирхе? Вроде бы ничем Глюк с этим страшным зданием связан не был. Потом выяснилось, что раньше он стоял где-то в другом месте. Во времена аншлюсса его перетащили к Ратуше - туда, где до сих пор стоит целая куча памятников всяким выдающимся градодеятелям. Один из градодеятелей на свою беду оказался евреем, поэтому национально озабоченные граждане памятник ему оттуда убрали, а взамен поставили Глюка (видимо, никого более подходящего по размеру не нашли). После войны, само собой, градодеятеля вернули назад, а Глюка поставили на газончик сбоку от Карлскирхе.
С другой стороны церкви стоит памятник Брамсу. Вот с ним как раз все ясно, почему он здесь: жил он здесь неподалеку. И сейчас он себя тут неплохо чувствует: газончик зеленый, деревья красивые, уродских колонн Карлскирхе не видно - за спиной они... И вообще, местечко уютное, располагает присесть. Как ни идешь - обязательно кто-нибудь на ступеньках у Брамса пристроился, читает или просто расслабляется.
В Штадтпарке под арочкой стоит всем известный памятник Штраусу-младшему. Блестит, как золотая зубная коронка. Золотили его целых два раза: в первый раз - при открытии в 1921 году. Но через несколько лет позолоту содрали (и, как по мне, правильно сделали: в окружении белых барельефов он реально напоминает золотой зуб). Но не так давно какая-то японская компания пожертвовала денег, и Штрауса позолотили заново. Сфотографировать его в одиночестве сложно, потому что вокруг постоянно крутится целый рой японских туристов - фотографируются на фоне.
Вена такой разносторонне музыкальный город, что здесь даже Вивальди умудрился помереть. Похоронили его на ныне несуществующем кладбище в районе Карлплац (сильно подозреваю, аккурат где-то там, где стоит наш отель...). А до этого печального события Вивальди жил в том самом доме, где сейчас квартирует известная кондитерская "Захер". О чем свидетельствует табличка:
А вот Моцарту с памятниками не повезло - ни одного приличного. Знаменитый монумент в Бурггартене до охренения слащавый и, простите на добром слове, педерастический:
Оффтоп:
Хотя тут же рядом стоит абсолютно вменяемый и человеческий памятник Гете. Развалился себе человек в кресле и созерцает скептически машины на Опернринге. Каждый раз, когда мы проходили мимо, меня одолевала зависть: до чего удобно в своем кресле устроился, мне бы так, ноги-то болят...
Зальцбургский памятник Моцарту не лучше венского. Лицо с этакими античными чертами - то ли Аполлон-песнопевец, то ли брат Гракх, размышляющий чего бы сделать для любимой отчизны, "кудри черные до плеч" плюс пол-памятника зачем-то завернуто в бронзовую простыню - то ли это плащ, то ли тога... В общем, есть подозрение, что реального Моцарта он напоминает чуть более чем никак.
Вот памятник Папагено неподалеку смотрится куда лучше. Даром, что несколько футуристический. :-)))
Возвращаемся в Вену. Кладбище святого Марка - то самое, где похоронен Моцарт. Откровенно говоря, абсолютно чертовы кулички. Метро рядом нет (для Вены - довольно большая редкость): или езжай на автобусе, или тарабанься пешком полчаса. Путеводитель просветил нас (цитирую буквально), что "кладбище Св. Марка – место, где романтикам уготовано «дежа вю» из эпохи бидермейера". (Употребление слова "дежавю" в этом контексте нас убило наповал :-))). Честно говоря, мы имели весьма слабое представление о том, что такое бидермейер. Поэтому и не насторожились.
Теперь это представление у нас есть. Бидермейер - это габсбургское барокко для бедных. Ну, то есть, не совсем для бедных: для среднего класса. Все вот эти мраморные урночки, веночки, псевдоантичные статуйки, ожиревшие плаксивые ангелы, "полишені художнього смаку", - вот это и есть бидермейер. Следующая ступень его эволюционного развития - кошки-копилки от Вицына. Габсбурги лепили редкую безвкусицу, но в ней чувствовался воистину имперский размах и какая-никакая, но индивидуальность. А тут все безликое, гладенькое - и довольно противненькое. Когда глядишь на это место последнего упокоения действительно великого композитора, поневоле начинает разбирать зло на венцев: мало того, что не могли человеку при жизни обеспечить приличную работу и приличную зарплату, так еще и похоронили его черт-те где в общей могиле на кладбище, напоминающем будуар мадам Грицацуевой.
Потом на кладбище поставили символическую могилу - надо же куда-то людям приходить - но памятник сляпали в том же бидермейерском стиле:
Печальное зрелище, в общем...
"Но мы предпочитаем верить, что никогда он не был похоронен, поскольку никогда не умирал".
Ну и под конец, поговорив о Моцарте, вспомним и о Сальери. :-))) Памятника в Вене ему нет (то есть, есть какое-то надгробие на Центральном кладбище, но туда мы не добрались). Зато на углу Зайлерштетте и Йоханнесгассе есть чудесный итальянский ресторанчик под названием "Сальери" - тоже своего рода памятник. Люди, как там кормят! А какой там горячий шоколад! Какие итальянские тортики! А какой чесночный суп - страшно подумать, мы могли прожить всю жизнь и так и не узнать, что на свете есть такой чесночный суп. Даже если бы мне сказали, что сейчас меня этим супом отравят, я бы все равно его слопала. :-))