У меня пополнилась коллекция, и я теперь выстраиваю нечто вроде хит-парада - из нового и из старого.
Экстрамодерновые постановки (те, где все в грязном тряпье и на фоне развалин) отметаю сразу: в них обычно не только смотреть, но и слушать нечего. Хотя в них почему-то очень часто попадаются хорошие Лепорелло - не знаю, почему, наверное, это какой-то постановочный закон :-)) - но все остальное ни хрена не радует.
Так что будем смотреть то, что радует. Русские субтитры, как обычно - кнопка в правом нижнем углу.
Постановка №1. Teatro Comunale (Ferrara), 1997.
Здесь есть Терфел-Лепорелло и Аббадо за пультом. Антураж в стиле "бедненько, но со вкусом", остальные исполнители неплохи, но ничего особо выдающегося. Зато из Кинлисайда вышел самый красивый дон Жуан из всех, что мне приходилось видеть.
Качество видео хреновенькое, но, похоже, лучшего в природе не существует. Как отриповал кто-то трансляцию с Rai Doc, так она с тех пор на всех раздачах и висит.
Начало первого акта: убийство Командора.
А вообще, габариты Терфела-Лепорелло наводят на мысль, что дон Жуан таскает его за собой не столько в качестве слуги, сколько в качестве вышибалы. :-)
Много текста и много видео
Экстрамодерновые постановки (те, где все в грязном тряпье и на фоне развалин) отметаю сразу: в них обычно не только смотреть, но и слушать нечего. Хотя в них почему-то очень часто попадаются хорошие Лепорелло - не знаю, почему, наверное, это какой-то постановочный закон :-)) - но все остальное ни хрена не радует.
Так что будем смотреть то, что радует. Русские субтитры, как обычно - кнопка в правом нижнем углу.
Постановка №1. Teatro Comunale (Ferrara), 1997.
Здесь есть Терфел-Лепорелло и Аббадо за пультом. Антураж в стиле "бедненько, но со вкусом", остальные исполнители неплохи, но ничего особо выдающегося. Зато из Кинлисайда вышел самый красивый дон Жуан из всех, что мне приходилось видеть.
Качество видео хреновенькое, но, похоже, лучшего в природе не существует. Как отриповал кто-то трансляцию с Rai Doc, так она с тех пор на всех раздачах и висит.
Начало первого акта: убийство Командора.
А вообще, габариты Терфела-Лепорелло наводят на мысль, что дон Жуан таскает его за собой не столько в качестве слуги, сколько в качестве вышибалы. :-)
Много текста и много видео
Постановка №2. Цюрихская опера, 2001.
Постановка практически "а-ля бомж": в смысле, половина персонажей в тряпье (спасибо, хоть в не очень грязном) и на сцене вечно темно, хоть глаз выколи. Исполнительский состав по большей части средненький, НО: здесь есть Эльвира-Бартоли и Лепорелло-Польгар, земля ему пухом. И эти двое местами поднимают среднюю постановку до просто-таки шедевральных высот - поскольку оба не только великие певцы, но и актеры божьей милостью. А для Бартоли с ее врожденной агрессивностью психованная донна Эльвира - вообще то, что доктор прописал.
Вот она, матушка, с чемоданами - прикатила из Бургоса разыскивать дон Жуана:
Кто желает посмотреть продолжение в виде польгаровской арии со списком - добро пожаловать в коллекцию Лепорыл.
P.S
Кстати, в этой постановке еще неплохой дон Оттавио - в кои-то веки на человека похожий.
Оффтоп:
... У меня издавна имеется стойкое подозрение, что донна Анна наверняка должна была дона Оттавио в глубине души презирать. На главные разборки опоздал, за папу не отомстил, а когда наконец заловил на балу дон Жуана, то вместо того, чтобы вызвать на дуэль, начал ему мораль читать. И это, спрашивается, мужик?
То-то она ему пол-оперы мозги крутила: давай, мол, отложим свадьбу, поженимся через годик, когда траур сниму... Как же, через годик! Ждите! Да лучше уж до конца жизни в трауре ходить...
Постановка №3. Metropolitan Opera, 2000.
А вот это вам уже не бомжи - это уже реальная роскошь. Дзефирелли с "Метрополитеном" минимализма не жалуют: если уж костюмы - так костюмы, если уж дворцы - так дворцы, если уж массовка - то так, чтобы полная сцена народу, и все в соответствующем виде. В общем, никакого тряпья и декораций из строительного мусора.
Душу здесь радуют опять-таки Терфел - на этот раз в виде дон Жуана, Флеминг - донна Анна и Фурланетто-Лепорелло. Всех троих - обнять и плакать, хотя Терфел со своими богатырскими замашками местами переигрывает и начинает напоминать не дон Жуана, а Фальстафа.
Начало второго акта: Лепорелло увольняется :-)).
Постановка №4. Франция-Италия-ФРГ, 1979.
Ну, если предыдущая постановка была роскошь, то эта - роскошь вдвойне. Во-первых, состав: донна Эльвира - Кири Те Канава, Церлина - Берганса (боже, до чего красивая женщина, да еще и при таком-то голосе! Каждый раз смотрю и восхищаюсь!), Лепорелло - ван Дам плюс Раймонди - высококлассный дон Жуан (правда, чересчур сильно накрашенный, но это здесь общая беда :-)).
А во-вторых, это не съемки спектакля - это художественный фильм. С дворцами, виллами, съемками на природе - в общем, с глобальными пространствами.
Правда, иногда создается впечатление, что режиссер от всей этой богатой натуры начинает хренеть и уже не знает толком, что с этими пространствами делать. И тогда начинаются злоупотребления. Бедная Церлина на протяжении своей арии вынуждена тащиться за Мазетто через все флигеля, службы и подворья дон-жуановской виллы. В общем, слишком много движения. Зато в сцене, где добродетельные персонажи отловили Лепорелло, напротив, все какого-то черта стали столбом и не сдвинулись с места, пока весь секстет до конца не допели. Так что удивляет не то, что Лепорелло от них сбежал, а то, почему он не сделал этого раньше.
Но все равно получилось очень красиво. Бал на загородной вилле дон Жуана:
Вот с громом и молнией это они здорово придумали. :-))
Но все-таки, декорации декорациями, а в сцене явления Командора все равно чего-то не хватает. И не только в этой постановке. Не знаю, видимо, тут нужны какие-то сверхспецэффекты, чтоб показать полную запредельность происходящего. Или, наоборот, вообще ничего не нужно - ни декораций, ни костюмов. Справедливость первого предположения ничем доказать не могу, зато насчет второго - пожалуйста. Моя любимая постановка с фестиваля в Вербье. Ни декораций, ни костюмов, одна только музыка - и вполне достаточно.
Постановка №5. Verbier, 2009.
Дон Жуан - Терфел, Лепорелло - Папе, Командор - Квастхофф:
И последнее. Все очень любят ставить "Дон Жуана" в первоначальной редакции - то есть, когда после того, как дон Жуан проваливается в преисподнюю, на сцену вылезают все добродетельные персонажи плюс Лепорелло и начинают петь секстет на высокоморальные темы. Секстет, конечно, очень красивый, но, по-моему, это неправильно. Моцарт не зря в венской редакции это "моралите" выкинул и закончил оперу смертью дон Жуана. Дон Жуан погиб - и точка. Все остальное с точки зрения драматургии просто бессмысленно. Только впечатление рассеивает.