Итак, сегодня родился Иоганн Кризостом Вольфганг Теофил Моцарт! А если на официальной латыни - Joannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart, как и было записано в приходской книге кафедрального собора святого Руперта в Зальцбурге. Вот тут, во второй колонке:
Как видите, имен у младенца получилось много. Joannes Chrysostomus - в честь святого Иоанна Златоуста, чей день празднуется 27 января. Wolfgangus - а по-немецки просто Вольфганг - в честь дедушки с материнской стороны, Вольфганга Николауса Пертля, а также святого Вольфганга, покровителя городка Санкт-Гильген, где родилась мать новорожденного. Theophilus - в честь крестного отца, зальцбургского купца и городского советника Иоганна Теофила Пергмаера (Joannes Theophilus Pergmaÿr).
Правда, купец и советник в нормальной жизни звался просто-напросто Иоганном Готлибом: Theophilus - буквальный греческий перевод немецкого имени Gottlieb ("любящий бога" ) . Да и сам счастливый папа Леопольд писал в письме к своему издателю: "Мальчика зовут Иоаннес Хризостомус Вольфганг Готлиб" ("der Bub heißt Joannes Chrisostomus, Wolfgang, Gottlieb" ).
Но имя Готлиб у Моцартов так толком и не прижилось - как и греческий вариант Теофил. И впоследствии, как мы знаем, мальчик вошел в историю как Вольфганг Амадей - Wolfgang Amadeus (все тот же "любящий Бога", но уже на латыни). Хотя сам Вольфганг "Амадеусом" подписывался редко и вообще чаще предпочитал французский вариант - Amadè (или Amadé, или Amade - но это уже проблемы орфографии :-))).
Кстати, по Гутману, есть свидетельства, что через пару недель после крещения Вольфганга папа Леопольд жаловался, что купец Пергмаер зажабился и так и не прислал традиционный подарок крестного из серебра :-))) (может быть, речь идет о серебряной ложечке, которую обычно дарит крестный отец?). Поступок, что ни говори, не ахти какой красивый; но где-то Пергмаера можно понять: за последние годы он уже крестил двух маленьких Моцартов - Иоганна Леопольда Иоахима и Иоганна Карла Амадея (последний-то как раз был записан при крещении как Amadeus). Оба крестника скончались во младенчестве - как и большинство детей в этой семье. Может быть, Пергмаер рассудил чисто по-купечески: на всех маленьких Моцартов ложек не напасешься, тем более, а вдруг и этот помрет? Нафига покойнику ложка, пусть даже серебряная?
Эта история меня когда-то настолько развеселила, что я долго пыталась найти ее продолжение. Было страшно интересно: прислал все-таки потом Пергмаер ложечку или нет? Но ничего так и не нашлось. (
Ну, и в честь такого праздника - "Воробьиная месса" (Die Spatzenmesse, KV 220). Была написана то ли через двадцать, то ли через девятнадцать лет после того, как папа Леопольд и мама Анна Мария понесли в собор крестить маленького Вольфганга. А воробьиной ее прозвали, потому что партия скрипок в "Hosanna in excelsis" (финал "Sanctus" и "Benedictus" ) напоминает воробьиное чириканье. Кто не верит, может послушать.
Solisten der Wiener Saengerknaben;
Chorus Viennensis;
Peter Jelosists - tenor;
Gerhard Eder - bass;
Michael G.Gormley - organ;
Wiener Symphoniker,
con. Uwe Christian Harrer
Ну, а еще здесь Credo красивое...
Скачать