Мне попался занятный диск. В основном, семнадцативечное барокко плюс всякий околоитальянский фольклор (корсиканский, апулийский и неаполитанский). Не могу сказать, что все, что здесь есть, радует мою душу, но вещь крайне интересная.
Philippe Jaroussky – contratenor
Nuria Rial - soprano
Fulvio Bettini - baritenore
Vincenzo Capezzuto - tenorino napoletano
Barbara Furtuna (J. P. Marchetti - terza, M. Merlandi - seconda, A. Dominici - bassu, J. P. Guissani - bassu, contracantu)Диск, как вы уже поняли, нетривиальный. Основная концепция - должным образом представить в музыкальном виде страсти Христовы, поэтому диск условно разделен на три части:
Maria - La visione ("Мария - видение" ),
La morte de Xsto - O Diu, tante suffranze ("Смерть Христова - О Боже, сколько страданий" ) и
Ci vedrem in Paradiso ("Встретимся в раю" ). Соответственно, первая часть посвящена грядущей скорби Девы Марии, вторая - распятию, третья - победе Христа над смертью
Maria - La visione 01. Heinrich Ignaz Franz von Biber (1644-1704) - L'Annonciation.
Прибытие архангела Гавриила :-)). L'Annonciation ("Благовещение" ) - это целый цикл сонат с благозвучным подзаголовком Sonates du Rosair ("Сонаты розария" ).
02. Anonyme - Ninna nanna alla Napoletana (Philippe Jaroussky). Собственно, полное название -
Ninna nanna al Bambin Giesu ("Колыбельная младенца Иисуса" ), авторство неизвестно, предположительный год создания - 1635.
03. Traditionnel - Maria (sopra la Carpinese) (Barbara Furtuna). А это уже современная поделка: написана вышеупомянутыми корсиканцами Barbara Furtuna на тему "La Carpinese" - народной песни пастухов из Карпино (есть такое местечко в Апулии...). Вещь получилась очень народная - этакий аккомпанемент "боем"; если бы не текст о страданиях Богоматери - впору на лавочке под подъездом исполнять. Но, в общем, интересно.
04. Tarquinio Merula (1594/5-1665) - Hor ch'e tempo di dormire (Nuria Rial). Еще одна колыбельная: Мария поет ее младенцу Христу, оплакивая его грядущие страдания. Музыка абсолютно сюрреалистичная, но можно сделать вывод, что у каталонки Риал (с которой раньше мне сталкиваться не приходилось - большое упущение!), очень хорошее сопрано. Чем-то на Хильду Гюден похожа.
05. Heinrich Ignaz Franz von Biber - L'Aria. Все из тех же "Сонат розария".
La morte de Xsto - O Diu, tante suffranze06. Giovanni Legrenzi (1626-1690) - Lumi, potete piangere. Отрывок из оперы La divisione del mondo. Очень красивый дуэт Ярусски и Риал.
07. Traditionnel corse - Suda sangue (Barbara Furtuna). Корсиканское духовное песнопение. Вообще, чем-то похоже на грузинские хоровые песни. Суровые корсиканские мужики распевают "Miserere nostri domine" на бодрый мажорный мотивчик. Кстати, очень душевно.
читать дальше
08. Benedetto Ferrari (1603-1681) - Queste pungente spine (из венецианского сборника "Musiche varie a voce sola", 1637). Ярусски нежно поет об острых шипах - терновых, разумеется. Красивая вещь.
09. Luigi Rossi (1598-1653) - Voglio morire.
10. Traditionnel corse - Stabat mater (Barbara Furtuna).
Два "Стабат матера" - народно-корсиканский и ненародно-композиторский. Второй - на редкость трогательный (повторюсь: Риал - очень хорошее сопрано).
11. Giovanni Felice Sances (c.1600-1679) - Stabat mater (Nuria Rial).
12. Maurizio Cazzati (1616-1678) - Passacaglia.
13. Roccu Mambrini/Toni Casalonga - Lamentu di Ghjesu (sopra Follia) (Barbara Furtuna). Произведение современной корсиканской группы Tavagna, исполненное другой корсиканской группой - Barbara Furtuna. А вообще написано на мотив фолии.
Лирическое отступление
Кто в курсе, кто не в курсе: фолия (la folia, la follia) - это португальский танец, непревзойденный чемпион по количеству аранжировок и обработок. За последние шестьсот лет тему фолии не использовал только очень ленивый композитор. А неленивые использовали все: от Вивальди и Корелли до Рахманинова и Алябьева. Всего таких "фолий" насчитывается около ста пятидесяти штук. А эта, видимо, сто пятьдесят первая.
Вот, для сравнения, вивальдиевский вариант:
P.S. Кстати, у знаменитой генделевской сарабанды ре минор ноги растут оттуда же.
Ci vedrem in Paradiso
14. Tarquinio Merula - Ciaccona. Чакона как чакона.
15. Claudio Monteverdi (1567-1643) - Laudate Dominum (Nuria Rial). Монтеверди, полагаю, в особых представлениях не нуждается. Хвалите Господа с небес.
16. Lorenzo Allegri (1567-1648) - Canario
17. Anonyme - Ciaccona di Paradiso e dell'Inferno (Philippe Jaroussky, Fulvio Bettini). Очень симпатичный дуэт. На райские темы поет Ярусски, а на нерайские - Беттини.
18. Enzo Gragnaniello - 'Stu Criato (Vincenzo Capezzuto).
Написана на некий благочестивый текст на диалекте, а мотив позаимствован у гарганской тарантеллы (tarantella del Gargano). Вообще-то, в оригинале тарантелла представляет собой этакую народную серенаду типа "вийди, коханая, працею зморена": "Как мне заставить эту женщину полюбить меня? Я посажу прекрасный сад из роз, я вымощу все вокруг золотом и драгоценными камнями, чтобы она полюбила меня". Re vera, "Миллион алых роз". :-))) Вот она в более-менее первозданном виде: