"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)

И снова веселые картинки. На этот раз - витражи из руанской церкви святой Жанны д'Арк, точнее, из церкви святого Викентия, которая не пережила Вторую мировую, однако витражи, слава богу, уцелели и благополучно переехали к Жанне.
Жаннину церковь я как-то уже показывала - стоит она на Старорыночной площади (как раз на том месте, где Жанну и сожгли) и выглядит настолько креативно, что при первом взгляде на нее начинаешь нервно икать. Но потом ничего, привыкаешь. :-))
Вот это она и есть:
читать дальше

Напоминаю, дизайн тут вроде как символизирует языки пламени (хотя на вид так пагода пагодой), но бог с ними, с языками: весь этот креатив идеально подошел, чтобы приютить бездомные шестнадцативечные витражи. Они смонтированы сплошной стеной и начинаются прямо от пола, а не на высоте черт знает скольки метров, так что я со своим зрением в кои-то веки могла рассмотреть их без особого напряга. :-))


Немного креативного интерьера. Подозреваю, все эти деревянные элементы должны напоминать зрителю о дровах в костре бедной Жанны, но у меня на задворках подсознания упорно маячил осиновый кол.

Статуя Жанны с подсвечником - опять же, в виде костра.

Вообще, задумано очень неплохо, если бы не практическое назнаение: как ни крути, но это церковный подсвечник. Есть у меня традиция ставить свечку в понравившихся церквях, но тут прямо духу не хватило - в такой подсвечник вроде как не свечу Жанне ставишь, а костер ей поджигаешь, чтобы не потух...
Ладно, а теперь - витражи! Замечательное "Житие святого Петра":

"Читаем" слева направо снизу вверх. Внизу: призвание Петра и Андрея, за ним - чудесная рыбная ловля на Геннисаретском озере, потом - состязание Петра с Симоном Волхвом, наверху - Петр проповедует и исцеляет страждущих, затем вручение ключей от Рая и Quo vadis.


Призвание Петра и Андрея:

Рыбная ловля:

Состязание с Симоном Волхвом (на самом деле, в канонических Деяниях Апостолов его нет, но сюжет очень популярный). Петр спорит с Симоном, на пальцах перечисляет аргументы в свою пользу, Симон, признав поражение, рвет свои магические книги и, покинутый своими демонами, летит вверх тормашками с Капитолия.



А происходит этот увлекательный диспут на фоне аббатства Сент-Уэн и Сен-Маклу. :-)))

Для сравнения - Сен-Маклу:

И Сент-Уэн:

Верхний регистр:

Проповедь и исцеление больных:

Иисус вручает Петру ключи от Рая:

Quo vadis:

На самом верху - девятнадцативечные доделки, по большей части, на тему задушевных бесед Петра с Иисусом:



Воскрешение Тавифы:

Следующее окно - житие святой Анны, матери Девы Марии и, соответственно, бабушки Христа:

На этот раз "читаем" сверху вниз: явление ангела Иоакиму, встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот в Иерусалиме, рождество Девы Марии и введение ее же во Храм:

Явление ангела и встреча у Золотых ворот:



Рождество Богородицы и введение во Храм:

А на самом-самом верху Анниного окна - внезапно чудеса святого Иакова Старшего из "Золотой легенды", включая историю с повешенным:

Иаков поддерживает невинно повешенного юношу, чтобы тот не задохнулся, и попутно коротает время за чтением книжечки - пока дождешься этих безутешных родителей из Компостелы, небось, исскучаешься весь...

Следующее окно - так называемое "окно Колесниц". Изображает в хронологической последовательности три триумфа (сверху вниз): триумф Адама и Евы в земном раю, триумф Сатаны и триумф Девы Марии.


Триумфальный кортеж Адама и Евы в окружении Добродетелей:

Триумф Сатаны и триумф Девы Марии:

За сатанинской колесницей идет Доверчивость (Credulitas) с флагом, а за ней шествуют все семь смертных грехов в полном составе:

На самой колеснице едет Змий (прямо вместе с райской яблоней), а тащут колесницу согрешившие Адам и Ева, сопровождаемые ужасными последствиями грехопадения - Скорбью (Dolor) и, страшно сказать, Работой (Labor).

Ну и, чтобы добавить для зрителя местного колорита, шествует вся эта процессия мимо Руанского собора, со стороны портала Календ. :-)))

В процессии Девы Марии публика, конечно, поприличнее. Возглавляют шествие Истина и кто-то там еще (попутно запинывая попавшуюся по дороге Ересь), колесницу тянут ангелы:

За Девой Марией идут благочестивые граждане Руана (зуб даю - заказчики витража):

А за спинами у граждан, насколько я могу разглядеть, опять маячит Сен-Маклу - вид со стороны апсиды. :-)))

Кстати, если вы вдруг спросите, а причем тут вообще в этом компоте с Адамом-Евой-Змием Дева Мария - а при том, что она считается новой Евой. Старая Ева откушала яблочка и все испоганила, а новая Ева родила Спасителя и всех спасла. Таким образом, внизу витража у нас логический хэппи-энд.
Еще одно занятное окно - с "Древом святой Анны" (оно же окно Трех Марий). Вот кто помнит, есть Иессеево древо - с аллегорическим родословием Христа, так вот к нему в пару сочинили и древо святой Анны - генеалогическое древо Девы Марии по материнской линии. Основывается оно, емнип, на апокрифическом Евангелии Псевдо-Матфея, где сказано, что святая Анна трижды выходила замуж - за Иоакима, за Клеопу и за некоего Саломия. От троих мужей она родила трех дочерей: Деву Марию, Марию Клеопову и Марию Саломию (Зеведееву). Две последние Марии действительно упоминаются в канонических Евангелиях (в качестве жен-мироносиц), но ни о каком родстве там, естественно, ни слова. Зато считается, что Мария Клеопова - мать апостолов Иакова Младшего, Симона Зилота и Иуды (Фаддея), а Саломия - Иакова Старшего и Иоанна Богослова. Таким образом, если верить Псевдо-Матфею, то получается, что добрая половина апостолов - кузены Христа. :-)))


Внизу витража: встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот в окружении донаторов обоего пола (мальчики налево, девочки направо):

Святая Анна и три ее дочери: слева - Мария Клеопова, в центре, рядом с матерью - маленькая Дева Мария, которую Анна учит читать (кстати, очень популярный сюжет в XV-XVI веках - прямо-таки агитка "Женщина не должна быть безграмотной!!!"), слева - Мария Саломия:

Для тех, кому интересно, что написано в книжке у маленькой Марии: на первой странице - гимн Фомы Аквинского "O salutaris hostia" ("О спасительная жертва, открывающая двери Рая"), на второй - слова архангела Гавриила: "Радуйся, благодатная, Господь с тобой", обращенные, собственно, к Марии (цитата из Евангелия от Луки и, по совместительству, начало небезызвестной молитвы Ave Maria).

Выше - уже взрослая Мария с младенцем Иисусом, по бокам - апостолы-"племянники" по линии Марии Клеоповой и Марии Саломии соответственно:

Кстати, это, похоже, один из последних витражей с древом святой Анны, потому как приблизительно в это же время Тридентский собор объявил историю о трех мужьях не соответствующей действительности (и то ведь правда: в канонических Евангелиях не то что о мужьях - о самой Анне ни слова) и запретил изображать этот сюжет.
Идем дальше. Окно Иоанна Крестителя (там справа от него - оконце Трудов милосердия, но про труды будет позже).

"Читаем" сверху вниз: проповедь Иоанна, крещение Иисуса, усекновение главы (Саломея уже ждет с тарелкой) и пляски Саломеи на пиру у Ирода.

Кстати, вот как раз Иоанн - действительно кузен Иисуса, он сын Елисаветы, родственницы Девы Марии (канонические Евангелия подтвердят!).
Проповедь и крещение Иисуса:

Казнь:

Танец Саломеи:

Между прочим, вместе с Саломеей пляшет комнатная собачка, а под столом у четы Иродов спит котик:


Дальше - окно Трудов милосердия. Другой мастер, другая рука, и, честно говоря, из всех витражей в святой Жанне "Труды" мне понравились меньше всего.

Но вот пир скупого богача в нижнем регистре неплох:

Симпатичный "Витраж святых":

Внизу - Иоанн Креститель со своим барашком, Анна, учащая Марию читать (говорю же - популярный сюжетец!), и донатор с супругой

Выше - неопознанный святой и Николай Чудотворец:

И на самом верху - святой Викентий и Иаков Старший:

Земная жизнь Христа:

Верхний регистр "Земной жизни": Благовещение и Рождество.

Там же, правее - Сретение (оно же - Принесение во Храм, со стареньким Симеоном Праведным, на заднем плане - три волхва) и Обрезание Господне:

Нижний регистр: бегство в Египет и юный Иисус, поучающий мудрецов в Храме.

Дискуссия с менялами и проповедь народу:

Непосредственное продолжение на следующем витраже, только на этот раз "читать" надо снизу вверх. Въезд на ослике в Иерусалим, молитва в Гефсиманском саду, поцелуй Иуды, суд Пилата, бичевание, диалог с Пилатом, умывание рук и путь на Голгофу.



На самом верху - Господь-Вседержитель, ангелы с орудиями страстей Господних и гербами заказчиков и Вероника Праведная с нерукотворным образом Христа, отпечатавшимся на платке:


И только-только мы закончили фотографировать "Земную жизнь", как началась месса и всех незаинтересованных лиц попросили покинуть помещение. А ведь там осталась просто замечательная "Голгофа" и вообще много всего интересного!

@темы: Франция
Но котик все равно выглядит кузеном райского агнца.
Atandakil, кот, видимо, вполне стандартный для эпохи. В неаполитанском Сан-Джованни-а-Карбонара похожий был, только лет на сто старше:
Atandakil, сказали мне, не пудель это - спаниельчик. Или, по крайней мере, ближайший предок спаниеля. И хвост у него бубликом закручен, как у спаниелей изначально был.
Все равно хвостик маленький
Хотя я и не любитель комиксов)))) но эти посмотрела с удовольствием. Особенно на фликре в хорошем разрешении рассматривать - так интересно оказалось
Спасибо.
иллюстрация видения святой Колетты
развратные полосатые чулки
Поди, последний писк высокой моды!
Собачек там вообще много обнаружилось
Ага, в сцене умывания рук, например.
комикс
Я даже не удивлюсь, если где-нибудь в Шартре обнаружится витраж именно с Колеттой и ее всем видением покадрово.