
По поводу
парадоксов иконографии – еще одна цитата из хорошей книжки:
«На исходе XIX в. французский искусствовед Эмиль Маль высмеивал тех коллег, которые, стремясь расшифровать послание средневековых мастеров, приписывают глубочайшие смыслы малейшим деталям любого изображения и видят тончайшую символику там, где ее вовсе искать не стоит. Он настаивал, что маргиналии – всего лишь декор, а декор не обязан обладать смыслом. Сцены, расцвечивающие поля, для него – это пространство свободы художника, его попытка имитировать, а порой и превзойти природу в ее бескрайнем разнообразии. Поэтому стремление их прочитать или как-то связать с текстами, которые они окружали в рукописях, он считал бессмысленной тратой времени».Ей-богу, вот иногда так и тянет согласиться с Малем – и по поводу маргиналий, и по поводу их архитектурных сородичей. Оно-то, конечно, средневековый символизм – дело тонкое, никогда не знаешь, что и откуда на тебя выскочит: вот видишь, например, на каком-нибудь романском портале крокодила, пожирающего гидру, - а это, оказывается, символ Христа, жертвующего собой во искупление грехов человечества! Или, там, видишь русалку с зеркальцем – о, это Тщеславие! (Ну, или еще какой-нибудь смертный грех, но с зеркальцем – обычно все-таки Тщеславие).
Но ладно еще, если это русалка, с русалкой все ясно. А если это свинья, играющая на скрипке? Или кентавр с крыльями на башке? Или лев с человеческой головой?
(Нет, это не святой Марк, святой Марк в лучшем случае – человек с головой льва, да и то Тридентский собор сие похабство в шестнадцатом веке запретил). Может, конечно, какие-то толкования на этот счет и существуют, просто мы их не знаем. А может, и нет. Может быть, иногда банан – это просто банан, как усиленно намекал Маль. И если бы вдруг у нас появилась возможность спросить у средневекового скульптора: «А почему это ты, мил человек, свинью со скрипкой прям у входа в храм божий лепишь?», то не факт, что в ответ не прозвучало бы гордое «
По кочану! Потому что могу!»
На самом деле, к чему я все это веду – к своему любимому порталу Книжников в Руанском соборе. :-)) Там подобных необъяснимых чудищ хоть ложкой ешь. Перед ними пасует любое аналитическое мышление: уже через десять минут рассматривания мозг радостно посылает в пень все вопросы типа «А что это? А что оно означает?» и начинает тупо наслаждаться. Ибо не существует в этой альтернативной вселенной никакого анализа – один сплошной синтез. Это веселый, свободный и совершенно шизофренический мир, в котором свинья со скрипкой не равна сумме элементов «свинья» + «скрипка», она –
свиньясоскрипкой, единая и неделимая, как Французская республика. И означает она именно
свиньюсоскрипкой: пытаться найти ей другую дефиницию – все равно что пытаться дать определение вкусу арбуза (вкус арбуза – он и есть
вкус арбуза) или объяснить, почему септаккорд второй ступени обязан разрешиться в тонику через доминанту. Обязан и все, это ж и ежу понятно. Че тут объяснять-то.
Потом, конечно,
на трезвую голову возникает вполне естественный вопрос: а что все эти свиньи делают на портале храма и как их туда допустило церковное начальство? Ответа на него, разумеется нет, но факт остается фактом – допустило. Нет, были, само собой, отдельные зануды, вроде Бернарда Клервоского, который всю эту «безобразную красоту» и «прекрасное безобразие» разве что не матом в прямом эфире крыл.
(Впрочем, от Бернарда другого и ожидать нельзя: для него единственный богоугодный дизайн – это сарай с голыми стенами, а все остальное – излишества нехорошие). Но, слава богу, большинство духовных деятелей в этом отношении было гораздо демократичнее и против развеселых украшательств ничего не имело – пусть даже эти украшательства и близко к церковному учению не стояли.
(Кстати, чудится мне в этом некая приятная широта взглядов: мир велик, чудесен и разнообразен, и чудеса в нем нифига не ограничиваются Священной историей, поэтому ИЗОБРАЖАЕМ ВСЕ!!! И вообще, Господу виднее, кого творить: угодно Ему будет, чтобы существовала свинья со скрипкой, - создаст свинью со скрипкой и вас не спросит. Так что созерцаем дивные дела Господни на портале Божьего храма и не выпендриваемся).
Короче, представляю вам портал Книжников Руанского собора – великолепный, единственный и неповторимый! Если бы сие великолепие увидал вышеупомянутый Бернард из Клерво, его хватила бы кондрашка на первой же секунде, ибо по степени укуренности портал уступает разве что Шотландской церкви в Регенсбурге
(потому как в Регенсбурге, скажем честно, и кто покрепче Бернарда окочурился бы…).
Находится портал Книжников слева от центрального фасада и по факту представляет собой отдельный дворик (который, к сожалению, запирается на ночь, что мы и обнаружили потом, вознамерившись встретить Новый год в компании его дивных тварей

((). Над входом – Страшный суд (довольно стандартный для эпохи), в качестве портального столба – обязательный
святой Роман со своим крокодилом, наверху и по бокам – энное количество статуй, а внизу возле входа – то, что называется «каменным гобеленом»: 150 медальонов с барельефами, изображающими все на свете – от Сотворения мира до таких шизофренических созданий, что сам Босх завистливо курит в сторонке!
читать дальше
Пока не забыла, по поводу названия: почему портал именно Книжников – никто толком не знает. В четырнадцатом веке он вообще назывался портал Святой Девы, а книжники в названии появились уже потом. Возможно, из-за книжных лавок, которые располагались с этой стороны собора, но это не точно.

«Каменные гобелены». Сверху в каждой «колонке» - сцена из книги Бытия (от Сотворения мира по убийство Каином Авеля включительно), а ниже начинаются монстры. Такое ощущение, что сцены Бытия были обязательной программой, откатав которую мастера получали право изгаляться дальше сугубо в собственное удовольствие.


Ну и, поскольку монстры намного занимательнее, чем Бытие, то с них я и начну.
Душевный человек-птиц. Есть мнение, что это евангелист Иоанн, сросшийся со своим орлом (см. выше про Марка с львиной головой).

Кабан-мыслитель. Любимый персонаж всех искусствоведов-историков, пишущих о портале Книжников, прямо-таки визитная карточка заведения. И он того стоит: очень хороший кабан, сразу видно - интеллектуал и творческая личность. В моем личном хэдканоне он архитектор: смотрит и размышляет, а не захреначить ли тут у северной стены еще какую-нибудь башенку с пинаклями?

Тоже мыслитель (медведь?), но труба пониже и дым пожиже. Если кабан размышляет о высоком, то этот просто чешет репу:

Говорящая собачка:

Еще собачка. Не факт, что говорящая.

Обед:

Василиск с человечьей головой. Между прочим, он доктор Хаус врач: в руках у него классический сосуд с мочой - главный (и, по правде сказать, едва ли не единственный) инструмент диагностики в средневековой медицине.

Бог знает кто:

Лев с человеческой головой. И, если я все правильно вижу, то голову он носит отдельно в лапах - видать, особенность анатомии такая.

Монахиня-дракон:

Мальчик, играющий с обезьяной:

Свинья со скрипкой - грешно было ее не продублировать. :-))) Все тащатся по кабану-мыслителю (и не сказать, чтобы он того не заслуживал), но, как по мне, свинья все равно главная звезда портала. Ибо самая обаятельная и привлекательная!

Ладно, на самом деле в руках у нее не скрипка - в смысле, не нынешняя скрипка. Это ребек или виела, в общем, какая-то из разновидностей виолы. В любом случае, играет свинья на ней уже как современный скрипач - упирая в плечо, а не черт знает куда.
Между прочим, свинка тут не одна такая музыкальная. Вот козел-перкуссионист с колокольчиком:

Кентавр-многостаночник: и на дуде игрец, и в бубен...э-э-э... бьец. В довершение всего у него еще и крылья на голове:

Еще один дудец. На этот раз, для разнообразия, человек (кажется):

Кто-то, очень плохо сохранившийся. Зато ему достался целый карильон!

С музыкой закончили, переходим к боевым искусствам. "Кунфуист":

Человек борется с кем-то (рискну предположить, что с медведом):

То ли Геракл, то ли Самсон:

А вот совершенно загадочное создание: у него ангельские крылья и явный нимб, и стоит оно явно в молитвенной позе - но голова у него при этом чья угодно, но только не человеческая:

Целая когорта любителей рассматривать себя в зеркало:



Кувыркающиеся человек и анхуман. Впрочем, имею нехорошее подозрение, что они не кувыркаются, а просто срослись спиной, как сиамские близнецы.

Некто, побеждающий дракона:

Пеликан:

Ушастая НЕХ - к сожалению, плохо сохранившаяся (впрочем, она у самых дверей, а там все плохо сохранилось - залапали прихожане вусмерть за последние шестьсот лет), но очень симпатичная:

Немного Священной истории: сотворение мира. Дабы обозначить, что это именно сотворение мира, а не что-либо иное, Господь держит в руках земной диск, на котором поэтапно проявляется всякое. В данном случае, создание Солнца и Луны:

Создание растений:

Создание животных:

Финальная часть проекта - создание Адама. Самая ответственная часть, поэтому создавать пришлось всей Троицей:

Адам и Ева кушают аблочко...

...получают закономерной мзды от Творца...

...а также от ангела с огненным мечом:

"Не треба скігліті, треба браті лопату і годуваті свою сім'ю! (с)" - как бы говорит Господь Адаму и Еве, изгоняя их из Эдема, и вручает им лопату и спецодежду.

Трудовыебудни. Ева прядет, Адам копает. Господней лопатой.

Еще трудовыебудни. Ева опять прядет, Адам крутит в руках какой-то инструмент. Если вам показалось, что это обоюдоострая кирка и сейчас он засадит ей себе в глаз, то вам просто показалось - на самом деле это паутина так свисает

Роды Евы. Адам пытается накормить кашкой жену и ребенка. Между прочим, по средневековым меркам - крайне зашкварное занятие для мужчины, но у нищих слуг нет что поделать, если других женщин, кроме роженицы, на Земле еще нет и припрячь некого...

Каин и Авель выросли и решили принести Господу дары от плодов трудов своих. Каин принес овощи, Авель принес ягненка. Господь, как известно, оказался невегетарианцем.

Ну а что было дальше, вы знаете:

А теперь посмотрим чуть выше. Общий вид портала:

Святой Роман с драконом на поводке - девятнадцативечный, но очень неплохо вписавшийся в окружающий средневековый дизайн:


Страшный суд на тимпане. Все как обычно: внизу воскресшие покойники, выкапывающиеся из гробиков, сверху - праведники, марширующие в Рай, и грешники, марширующие сами знаете куда. Над грешниками и праведниками было что-то еще, но до наших дней не дожило.

Праведники одесную, грешники ошуюю (на самом деле, для нас с вами - наоборот, но в иконографии лево и право считаются не с точки зрения зрителя, а "с точки зрения" центральной фигуры композиции):

Грешников уже ожидает благоустренный котел и приветливый обслуживающий персонал:

Заметим, церковь весьма самокритична: среди грешников минимум двое в епископских митрах...
На щипце - архангел Михаил натужно побеждает Сатану:



Еще один щипец - на боковой стене. На щипце распинают вниз головой святого Петра (во всяком случае, здесь утверждают, что это именно святой Петр, хотя бороды нет, да и выглядит распинаемый как-то нехарактерно молодо).


Симпатичные четырнадцативечные дамы на боковой стене - святая Маргарита (Марина) Антиохийская и святая Варвара:



Маргарита, как и положено, попирает Лукавого. Вообще же, эта великолепная дева прославилась тем, что в свое время дала отпор искушающему ее Сатане не только молитвами, но медным молотом по башке. Откуда в темнице, где в то время томилась в заточении благочестивая святая, оказался медный молот - история умалчивает, но, видимо, Бог послал.

Еще три прекрасные дамы: Мария Египетская, закрывшаяся собственными волосами и со львом у ног, и за углом - святая Аполлина (Аполлония) и святая Женевьева.



Аполлония, покровительница стоматологов, должна была, судя по всему, держать в левой руке клещи с вырванным у нее зубом - но сейчас, к сожалению, уже не держит ничего. У Женевьевы на правом плече сидит ангел, а на левом - черт, и, строго говоря, не очень-то понятно, к кому из них она прислушивается с большей охотой. :-))



Ну и под конец - немного безымянных обитателей портала:



вот занятно, нередко у людей
не сильно грамотныхбывают представления, что средневековье - это такой нудный мир, где только пост-пост-молитва и все по заповедям и инквизиция зверствует, стоит только чихнуть не по уставу.А у них там на самом деле было весело и затейливо и временами даже менее сдержанно, чем нам сейчас кажется приличным. Прямо в храме божьем, между прочим.
Ну, это опять к вопросу, как хреново у нас обычно преподают историю, что народ из всего курса "Средние века" только инквизицию и потом и помнит,
да и ту через жопу. Отобьют к чертовой матери весь интерес на всю оставшуюся жизнь, а потом у 99% даже мысли не возникнет полюбопытствовать, а вдруг там на самом деле что-то интересное было. Какое, нафиг, интересное - параграф шестнадцатый, от сих до сих, заучите 100500 дат, которые вам никогда в жизни не пригодятся, иначе кол в дневник и родителей в школу!Свинья хороша, конечно, но меня покорил кунфуист. Очень экспрессивен)))
.
Священная история, может, и обязательная программа... но прекрасно, прекрасно выполненная. Ставлю 6,0 за артистизм и 5,7 за технику исполнения. Кстати, о каине и Авеле - мне тоже эти веганы как-то подозрительны, яко же и господу Саваофу))) - того и гляди, прилетит от них мотыгой за употребление ягнятины...
14-тивечные дамы чегой-та все на одно святое личико.)))
Спасибо за экскурсию воооот такенное!
*кабан прекрасен!!*
Спасибо!
меня покорил кунфуист. Очень экспрессивен)))
"Кунфуист" был внезапен, как удар молнии. Ходишь, смотришь на чисто европейский бестиарий, а тут тебе раз - Сунь Укун...
14-тивечные дамы чегой-та все на одно святое личико.)))
Это печать святости! :-)) На самом деле, если я правильно помню, у Варвары и Маргариты головы новодельные - с оригинальными что-то случилось. Похоже, их просто скопировали с соседок, и трудиться при этом особо не пришлось.
hanna-summary, кабан - красавец и умница! :-)
Dame Pelagia
Какой чудесный карнавал!
А главное - круглогодичный!
А вообще в соборной книжной лавке продают чудные подробнейшие книжки про собор. Купить такую - и вперед с ней по собору, никакие экскурсоводы не нужны. :-)))