"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
260_DSCN6468_cathédrale_portail_des_Libraires

По поводу парадоксов иконографии – еще одна цитата из хорошей книжки:

«На исходе XIX в. французский искусствовед Эмиль Маль высмеивал тех коллег, которые, стремясь расшифровать послание средневековых мастеров, приписывают глубочайшие смыслы малейшим деталям любого изображения и видят тончайшую символику там, где ее вовсе искать не стоит. Он настаивал, что маргиналии – всего лишь декор, а декор не обязан обладать смыслом. Сцены, расцвечивающие поля, для него – это пространство свободы художника, его попытка имитировать, а порой и превзойти природу в ее бескрайнем разнообразии. Поэтому стремление их прочитать или как-то связать с текстами, которые они окружали в рукописях, он считал бессмысленной тратой времени».

Ей-богу, вот иногда так и тянет согласиться с Малем – и по поводу маргиналий, и по поводу их архитектурных сородичей. Оно-то, конечно, средневековый символизм – дело тонкое, никогда не знаешь, что и откуда на тебя выскочит: вот видишь, например, на каком-нибудь романском портале крокодила, пожирающего гидру, - а это, оказывается, символ Христа, жертвующего собой во искупление грехов человечества! Или, там, видишь русалку с зеркальцем – о, это Тщеславие! (Ну, или еще какой-нибудь смертный грех, но с зеркальцем – обычно все-таки Тщеславие).

Но ладно еще, если это русалка, с русалкой все ясно. А если это свинья, играющая на скрипке? Или кентавр с крыльями на башке? Или лев с человеческой головой? (Нет, это не святой Марк, святой Марк в лучшем случае – человек с головой льва, да и то Тридентский собор сие похабство в шестнадцатом веке запретил). Может, конечно, какие-то толкования на этот счет и существуют, просто мы их не знаем. А может, и нет. Может быть, иногда банан – это просто банан, как усиленно намекал Маль. И если бы вдруг у нас появилась возможность спросить у средневекового скульптора: «А почему это ты, мил человек, свинью со скрипкой прям у входа в храм божий лепишь?», то не факт, что в ответ не прозвучало бы гордое «По кочану! Потому что могу!»

На самом деле, к чему я все это веду – к своему любимому порталу Книжников в Руанском соборе. :-)) Там подобных необъяснимых чудищ хоть ложкой ешь. Перед ними пасует любое аналитическое мышление: уже через десять минут рассматривания мозг радостно посылает в пень все вопросы типа «А что это? А что оно означает?» и начинает тупо наслаждаться. Ибо не существует в этой альтернативной вселенной никакого анализа – один сплошной синтез. Это веселый, свободный и совершенно шизофренический мир, в котором свинья со скрипкой не равна сумме элементов «свинья» + «скрипка», она – свиньясоскрипкой, единая и неделимая, как Французская республика. И означает она именно свиньюсоскрипкой: пытаться найти ей другую дефиницию – все равно что пытаться дать определение вкусу арбуза (вкус арбуза – он и есть вкус арбуза) или объяснить, почему септаккорд второй ступени обязан разрешиться в тонику через доминанту. Обязан и все, это ж и ежу понятно. Че тут объяснять-то.

Потом, конечно, на трезвую голову возникает вполне естественный вопрос: а что все эти свиньи делают на портале храма и как их туда допустило церковное начальство? Ответа на него, разумеется нет, но факт остается фактом – допустило. Нет, были, само собой, отдельные зануды, вроде Бернарда Клервоского, который всю эту «безобразную красоту» и «прекрасное безобразие» разве что не матом в прямом эфире крыл. (Впрочем, от Бернарда другого и ожидать нельзя: для него единственный богоугодный дизайн – это сарай с голыми стенами, а все остальное – излишества нехорошие). Но, слава богу, большинство духовных деятелей в этом отношении было гораздо демократичнее и против развеселых украшательств ничего не имело – пусть даже эти украшательства и близко к церковному учению не стояли.

(Кстати, чудится мне в этом некая приятная широта взглядов: мир велик, чудесен и разнообразен, и чудеса в нем нифига не ограничиваются Священной историей, поэтому ИЗОБРАЖАЕМ ВСЕ!!! И вообще, Господу виднее, кого творить: угодно Ему будет, чтобы существовала свинья со скрипкой, - создаст свинью со скрипкой и вас не спросит. Так что созерцаем дивные дела Господни на портале Божьего храма и не выпендриваемся).

Короче, представляю вам портал Книжников Руанского собора – великолепный, единственный и неповторимый! Если бы сие великолепие увидал вышеупомянутый Бернард из Клерво, его хватила бы кондрашка на первой же секунде, ибо по степени укуренности портал уступает разве что Шотландской церкви в Регенсбурге (потому как в Регенсбурге, скажем честно, и кто покрепче Бернарда окочурился бы…).

Находится портал Книжников слева от центрального фасада и по факту представляет собой отдельный дворик (который, к сожалению, запирается на ночь, что мы и обнаружили потом, вознамерившись встретить Новый год в компании его дивных тварей :-(((). Над входом – Страшный суд (довольно стандартный для эпохи), в качестве портального столба – обязательный святой Роман со своим крокодилом, наверху и по бокам – энное количество статуй, а внизу возле входа – то, что называется «каменным гобеленом»: 150 медальонов с барельефами, изображающими все на свете – от Сотворения мира до таких шизофренических созданий, что сам Босх завистливо курит в сторонке!

126_DSCN6203_cathédrale_portail_des_Libraires_1

читать дальше

@темы: Франция

Комментарии
21.08.2019 в 01:39

Очень увлекательный пост)))
вот занятно, нередко у людей не сильно грамотных бывают представления, что средневековье - это такой нудный мир, где только пост-пост-молитва и все по заповедям и инквизиция зверствует, стоит только чихнуть не по уставу.
А у них там на самом деле было весело и затейливо и временами даже менее сдержанно, чем нам сейчас кажется приличным. Прямо в храме божьем, между прочим.
21.08.2019 в 02:11

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
нередко у людей не сильно грамотных бывают представления,

Ну, это опять к вопросу, как хреново у нас обычно преподают историю, что народ из всего курса "Средние века" только инквизицию и потом и помнит, да и ту через жопу. Отобьют к чертовой матери весь интерес на всю оставшуюся жизнь, а потом у 99% даже мысли не возникнет полюбопытствовать, а вдруг там на самом деле что-то интересное было. Какое, нафиг, интересное - параграф шестнадцатый, от сих до сих, заучите 100500 дат, которые вам никогда в жизни не пригодятся, иначе кол в дневник и родителей в школу! :-((((
21.08.2019 в 09:41

Oh, come on, it's a little funny.
Чудесно :)

Свинья хороша, конечно, но меня покорил кунфуист. Очень экспрессивен)))
.
Священная история, может, и обязательная программа... но прекрасно, прекрасно выполненная. Ставлю 6,0 за артистизм и 5,7 за технику исполнения. Кстати, о каине и Авеле - мне тоже эти веганы как-то подозрительны, яко же и господу Саваофу))) - того и гляди, прилетит от них мотыгой за употребление ягнятины...

14-тивечные дамы чегой-та все на одно святое личико.)))

Спасибо за экскурсию воооот такенное!

:white:
21.08.2019 в 10:02

Спасибо, как интересно!
*кабан прекрасен!!*
21.08.2019 в 10:33

Какой чудесный карнавал!
Спасибо!
21.08.2019 в 14:19

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Impala65
меня покорил кунфуист. Очень экспрессивен)))
"Кунфуист" был внезапен, как удар молнии. Ходишь, смотришь на чисто европейский бестиарий, а тут тебе раз - Сунь Укун...
14-тивечные дамы чегой-та все на одно святое личико.)))
Это печать святости! :-)) На самом деле, если я правильно помню, у Варвары и Маргариты головы новодельные - с оригинальными что-то случилось. Похоже, их просто скопировали с соседок, и трудиться при этом особо не пришлось.

hanna-summary, кабан - красавец и умница! :-)

Dame Pelagia
Какой чудесный карнавал!
А главное - круглогодичный!
21.08.2019 в 18:08

Debes, ergo potes
Очень увлекательный рассказ. Столько мелких деталей, а я на них совсем не обратила внимания, когда осматривала собор )))
21.08.2019 в 18:26

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Merelena, мы на этот собор убили четыре дня (а было бы в распоряжении сорок - наверняка убили бы и все сорок). :-)) Даже в Амьен не поехали, хотя и собирались. Какой там Амьен, когда тут такая штука еще недосмотрена...
21.08.2019 в 18:44

Debes, ergo potes
kurufin_the_crafty Здовово. У нас на собор ушло минут 30 :alles: Это вместе с рассказом экскурсовода и осмотром окон, из которых Моне наблюдал за собором )))
21.08.2019 в 18:58

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Merelena, не-не-не, экскурсоводы - зло. Там есть одна приличная экскурсия на французском (бесплатная, кстати), но мы на нее попали уже на четвертый день, когда 90%, из того, что там рассказывают, уже давно сами наизусть выучили. :-)) Зато на этой экскурсии заводят внутрь капеллы Пресвятой Девы, где гробницы Амбуазов и де Брезе с Дианой де Пуатье в коленопреклоненной позе. Так-то в капеллу не пускают, только через решетку смотреть можно.

А вообще в соборной книжной лавке продают чудные подробнейшие книжки про собор. Купить такую - и вперед с ней по собору, никакие экскурсоводы не нужны. :-)))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии