"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
"Как только о рождении ребенка узнавали в семье и квартале, а в случае знатных семейств — даже в других городах, начинался сложный церемониал «приветствий». Старухи из числа родни торжественно благодарили повитуху, та отвечала им образной речью. Отборные ораторы, обычно старики, являлись приветствовать новорожденного, а другие старики, специально назначенные для этой цели, отвечали длинными сентенциями.

Любовь ацтеков к красноречию приходилось утолять нескончаемыми и помпезными рассуждениями о милости богов и непостижимости судьбы. Ребенка тысячи раз сравнивали с ожерельем, украшением из драгоценного камня, редкостным пером. Превозносили его мать, «уподобившуюся богине Сиуакоатль Киластли». Расхваливали славное прошлое семьи. Если отец был сановником или судьей, вспоминали о «его должностях, его большой важности и весе на судебном помосте и в управлении государством». «Господин, — говорили ему, — это вылитый ты, твой портрет: у тебя есть отпрыск, ты дал побег!» Время от времени (это была одна из фигур красноречия) оратор извинялся за то, что говорит слишком долго: «Боюсь наскучить вам и вызвать у вас головную боль и колики», после чего продолжал свою речь с новыми силами. Говорившие от лица семьи благодарили столь же велеречиво. Наконец явившиеся поприветствовать новорожденного преподносили подарки: до двадцати-сорока плащей или предметов одежды в высшем сословии или просто еду и питье у простолюдинов.

Пока шла торжественная часть, отец посылал за тональпоуки — гадателем, специалистом по священным книгам. Тот, получавший за свои услуги ткани, индюков и бесплатный обед, для начала справлялся о точном времени рождения ребенка, чтобы определить, под каким знаком он родился. Затем сверялся со своим тоналаматлем, чтобы найти в нем знак дня рождения и серию из тринадцати дней, к которой он относится.

Если знак дня рождения считался добрым и счастливым, гадатель мог сказать: «Ваш сын родился под добрым знаком. Он станет властителем или сановником, богатым, доблестным, воинственным, он будет смел и удачлив в бою и достигнет высоких чинов среди полководцев». Младенцу могли дать имя уже на следующий день. Но как быть, если знак дня рождения сулил беду? Тональпоуки тогда должен был пустить в ход всю свою изобретательность, чтобы найти в той же серии из тринадцати дней знак получше, по возможности — в один из четырех следующих дней. «Ребенок не родился под добрым знаком, — объявлял он, — но в этой серии есть приемлемый знак, который смягчит и подправит пагубное влияние главного знака». Обычно такое было возможно, поскольку знаки, сочетающиеся с числами больше десяти, всегда оказывались благоприятными, так же, как и те, что шли вместе с числом семь. В крайнем случае, дату наречения именем решались перенести на время после четырех дней, считавшихся допустимым пределом.

<...>

У древних мексиканцев не было фамилий, однако некоторые имена часто передавались в семье от деда к внуку. Учитывалась и дата рождения: ребенок, родившийся в серию из тринадцати дней, определяемую знаком се микистли, находящимся в ведении Тескатлипоки, получал одно из прозвищ этого бога.

В некоторых племенах, в частности у миштеков, людей называли по дню рождения, зачастую добавляя к этому имени прозвище, например: «Семь-Цветок Орлиное Перо» или «Четыре-Кролик Цветочный Венок». Разнообразие мексиканских имен было очень велико. Изучая тексты, можно узнать об именах Акамапичтли (пучок тростника), Чимальпопока (дымящийся щит), Ицкоатль (обсидиановый змей), Шиукоцкатль (ожерелье из бирюзы), Куаукоатль (орел-змей), Ситлалькоатль (звездный змей), Тлакатеотль (божественный человек), Куаутлатоа (говорящий орел). Женщины часто получали изящные имена, например Матлалыночитль (зеленый цветок), Киаушочитль (дождевой цветок), Миауашиуитль (бирюза-цветок маиса), Атототль (водяная птица). Все эти имена, как и названия поселков, гор и так далее, можно было изобразить пиктограммами в рукописях".

Жак Сустель. "Повседневная жизнь ацтеков накануне испанского завоевания".

@темы: имена

Комментарии
30.05.2016 в 19:47

Семь-Цветок Орлиное Перо» или «Четыре-Кролик Цветочный Венок»

Экие поэмы!

Спасибо, захватывающее чтение:)
30.05.2016 в 20:12

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Сусуватари, красивее всего Уицлилопочтли - "Колибри Слева". :-)
30.05.2016 в 22:29

Всё зло этого мира есть результат метафизической ошибки
Как раз на днях приценивался к этой книшшке. Она и в остальном такая же информативная, как этот фрагмент?
30.05.2016 в 23:02

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Ронсаар, книжка очень хорошая. В "повседневщине", как по мне, одна из самых лучших, а ведь там и вся серия (по крайней мере, "французская" часть) очень не слабая. Уж на что я далека от Мезоамерики во всех ее видах и проявлениях - и то каждый раз перечитываю с большим удовольствием. :-)
30.05.2016 в 23:10

Всё зло этого мира есть результат метафизической ошибки
kurufin_the_crafty, спасибище огромное! Пробегусь по всей серии! Я-то как раз на Мезоамерику сейчас подсел, а у Сустеля аж две книжки по этой теме в доступе. И хотелось, и кололось. теперь точно добуду
:white:
30.05.2016 в 23:16

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Ронсаар, на Флибусте есть его "Воинственные подданные Монтесумы", но это практически та же "Повседневная жизнь", только еще не подверстанная под серию. И в другом переводе, если я не ошибаюсь.
30.05.2016 в 23:23

Всё зло этого мира есть результат метафизической ошибки
kurufin_the_crafty, о, вот их я и имел в виду! Хех, придётся ограничиться одной книжкой. А я уж губу раскатал :)
30.05.2016 в 23:26

"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Ронсаар, я тоже в свое время раскатала. :-( Уж больно душевно человек пишет.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии