04:12 

Domenico Scarlatti - Tolomeo e Alessandro

kurufin_the_crafty
"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Птолемей/Tolomeo - Ann Hallenberg
Селевка/Seleuce - Klara Ek
Александр/Alessandro - Véronique Gens
Элиза/Elisa - Roberta Invernizzi
Арасп/Araspe - Theodora Baka
Дорисба/Dorisbe - Tuva Semmingsen
Il Complesso Barocco, Alan Curtis

Это, граждане, версия нашего старого доброго знакомца "Птолемея" от Скарлатти-младшего. Написана на восемь лет раньше генделевской, но на тот же сюжет и практически на аналогичное либретто. Партитура второго и третьего акта много лет подряд считалась просранной безвозвратно утерянной, однако, как любезно сообщает буклетик Piccola Academia di Montesi, потом чудесным образом нашлась где-то в Англии.

Интриги делу добавило то, что Доменико Скарлатти, в отличие от своего папы, оперным композитором никогда толком и не считался-то - и, как выяснилось, зря. "Птолемей" у него очень симпатичный (во всяком случае, как по мне, ничуть не хуже папиных "Гризельд" ), а местами так и вовсе замечательный. Стиль интересный: временами как слушаешь, так и кажется, что автор близкая родня скорее Георгу Георговичу, чем собственному папе, а потом перейдешь на следующий трек - и опять Неаполь из всех дыр лезет. :-)))

Как пишет Киркпатрик, премьера этого дела состоялась в январе 1711 года в Риме, во дворце польской королевы Марии-Казимиры ("Марысеньки" ), вдовы Яна Собеского. Сыну Марии-Казимиры Александру все так понравилось (князюшка имел слабость считать, что похож на благородного оперного Александра, поскольку его тоже родной братец с трона выпихнул), что потом он повторил постановку на сцене собственного театра.

Сюжет я пересказывать не буду - про удивительные приключения Птолемея (в генделевском варианте) пост уже был, а первоисточник у обеих версий один - либретто Карло Сиджизмондо Капече (или Капечи - источники путаются). Писалось оно как раз под Скарлатти и под заказ польской королевы и первоначально носило пышное название "Tolomeo e Alessandro ovvero La corona disprezzata" ("Птолемей и Александр, или Отвергнутая корона" ) - с намеком на великодушие Александра (привет сыну заказчицы!), великодушно уступившего трон старшему брату. Правда, в либретто Александр это сделал совершенно добровольно - в отличие от своего польского тезки, мнения которого на этот счет вообще никто не спрашивал: выпихнули нахрен в Италию, да и все.

Отличия скарлаттиевского "Птолемея" от знаменитого генделевского тезки:

1. Гнусный кипрский царь Арасп - не баритон, а меццо. Что автоматически превращает весь певческий состав в стопроцентный женсовет (Птолемей - тоже меццо, Александр - сопрано, а все остальные и так по дефолту бабы).

2. Имеется дополнительный персонаж - Дорисба, дочка правителя Тира и экс-возлюбленная гнусного кипрского царя Араспа. Скрывается на Кипре под видом садовницы (ага, Амастрис номер два), но нафига она это делает - не спрашивайте: по-моему, этого и сам либреттист толком не знал. :-) Вся ее сюжетообразующая функция сводится к тому, чтобы жене Птолемея Селевке, скрывающейся под именем пастушки Делии, было с кем потрындеть о трудностях конспирации и о горькой женской доле вообще. Ну, и еще она время от времени попадается на глаза Араспу (который ее не узнает - то ли действительно забыл нафиг, то ли некисло так девушка замаскировалась) и бубнит у него за спиной, как она ему за неверность отомстит. И что характерно, таки отомстила: в хэппи-энде Арасп на ней женился (я же говорю, Амастрис номер два).

А вообще, должно быть, страшные дела у них на Кипре с экономикой творились: всего три представителя рабочей силы (пастух, пастушка и садовница) - и все трое нифига не профессионалы, а царственные особы инкогнито. Воображаю, с какой эффективностью они там работали - особенно если учесть, что, судя по либретто, никакого другого населения на острове нет вообще... :-)))

3. По сравнению с генделевским "Птолемеем" дофига речитативов. Что, с одной стороны, позволяет персонажам больше трындеть в сообстветствии со своими склонностями и способностями: Птолемею - о том, какой он весь из себя разнесчастный, Араспу - как он хочет Селевку, Селевке - как она не хочет Араспа, Элизе - как она хочет Птолемея и т.д., и т.п. Однако, с другой стороны, поскольку ничего особо нового и оригинального они по этим поводам сказать не способны, весь этот трындеж сюжету нифига не на пользу. Впрочем, речитативы красивые, особенно аккомпаньято.

Об исполнении:
Собственно, исполнений всего два. Первое - запись трансляции с Елисейских полей, имеющаяся на "Погружении" (ее я сейчас и использую). второе - позапрошлогодний диск с тем же составом, только Дорисбу там поет Нези, а Александра - Миланези. Остальные все на прежних местах, включая Кертиса с его "Il Complesso Barocco". Послушать диск можно на musicme, но количество халявно прослушиваемых треков там ограничено - то ли пять, то ли десять в сутки.

Who is who в "елисейской" записи:
Халленберг - как обычно, молодец, хотя, подозреваю, ей после аналогичной роли в генделевской версии Скарлатти спеть было раз плюнуть (заслуженный Птолемей республики, короче :-)))). Отличный Александр, хорошая Селевка, хорошая Элиза. Неплохой Арасп - хоть я и не люблю такой писклявый тембр, но актерский раж все искупает. :-))) Интересная норвежка-Дорисба: очень неплохое меццо, но у нее явные проблемы то ли с итальянским произношением, то ли с дикцией вообще, поэтому звучит она несколько странно. В ариях еще туда-сюда, но в речитативах - полная вата.


А теперь для интересу - куски скарлаттиевского "Птолемея" совместно с аналогичными кусками из Генделя. Желающие могут потом невозбранно рассказать, какая версия, по их мнению, круче. :-))

Александр - Non lo dirò col labbro
Гендель:
Скарлатти:


Прослушать или скачать Alessandro - Non lo dirň col бесплатно на Простоплеер


Птоломей: скорбеж по любимой жене - Torna sol per un momento
Гендель:
Скарлатти:


Психующий Арасп - Piangi pur:
Гендель:
Скарлатти:


Ревнивая Элиза - Voglio amore o pur vendetta
Гендель:
Скарлатти:


Снова Птолемей - сцена выпивания йаду: Inumano fratel... - Stille amare
Гендель:
Скарлатти:
В скарлаттиевском варианте конец немножко оборван, поскольку на этом месте с криками "Остановись, неблагодарный!" прибежала Элиза ("неблагодарный" - это потому что Птолемей, сволочь такая, предпочел выпить яду, лишь бы на ней не жениться...).


Ну и вне конкурса - то, чего в генделевском варианте нет вообще
Очень красивая ария, где Селевка выражает сочувствие брошенной Дорисбе:


Ария про голубку, потому что, блин, в каждой уважающей себя барочной опере обязательно должна быть ария про голубку. У Генделя про нее пела Селевка - "Без своего милого голубка...", а тут про эту хренову птицу поет Дорисба - "Голубка, жалуясь...". По смыслу, те же яйца, только в профиль, однако ария красивая, ну и заодно дает представление, какая здесь Дорисба:


Ну и на закуску - хороший Александр, страдающий от открытия в любимой женщине Элизе не самых гуманных качеств:

Прослушать или скачать Alessandro - Pur sento che бесплатно на Простоплеер



Целиком, повторюсь, это дело можно скачать у доброго человека, выложившего его на "Погружении" со ссылкой на эмшару:



Правда, тут каждый акт слеплен в один файл. Я вчера, не поленившись, распилила для домашнего пользования все это дело по номерам, так что если кому нужно, говорите - выложу.

@темы: Доменико Скарлатти, Гендель, Veronique Gens, Tuva Semmingsen, Tolomeo, Theodora Baka, Roberta Invernizzi, Klara Ek, Handel, Domenico Scarlatti, Ann Hallenberg

URL
Комментарии
2014-09-09 в 15:03 

Sectumsempra.
Моя профессия с утра до полвторого Считать что я – твоя Священная корова. (С)
Снова Птолемей - сцена выпивания йаду: Inumano fratel... - Stille amare
Гендель:
Снова Птолемей - сцена выпивания йаду: Inumano fratel... - Stille amare
Гендель:

Там не отображается((((

2014-09-09 в 18:24 

kurufin_the_crafty
"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Sectumsempra., блин, заколебал простоплеер со своими капризами. У меня сейчас все видно, но охотно верю, что может и не отображаться.
Гендель: pleer.com/list1178053iWpC
Скарлатти: pleer.com/list3168738P36i

URL
2014-09-09 в 18:36 

Idiots Lantern
такая интеллектуальная и дружелюбная порода, что уживется даже с крокодилом (с)
Вот как приду вечером, как все заслушаю...
О, у меня тоже сцена выпивания йаду не отображается, так что, похоже, проблема не у меня ((

2014-09-09 в 18:41 

kurufin_the_crafty
"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
nicklausse_muse, я так понимаю, проблема в том, что это плейлист. Подумала было, уж не отображается ли он только тем, кто залогинен на простоплеере - разлогинилась, но у меня как показывались оба плейлиста, так и показываются. Загадка, в общем. Не знаю, что и думать теперь. :-)

URL
2014-09-09 в 20:04 

Sectumsempra.
Моя профессия с утра до полвторого Считать что я – твоя Священная корова. (С)
Там написано, что высота должна быть не менее 120 пикселей.

2014-09-09 в 20:30 

kurufin_the_crafty
"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Sectumsempra., у них высота триста с хреном. Попробую, что ли, четыреста дать...

URL
2014-09-09 в 20:30 

Sectumsempra.
Моя профессия с утра до полвторого Считать что я – твоя Священная корова. (С)
kurufin_the_crafty, у меня там ширина меньше у окошка, которое играет, может дело в ширине?

2014-09-09 в 20:46 

kurufin_the_crafty
"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Sectumsempra., зафигачила ту же ширину, что и в одиночных треках. Видно?

URL
2014-09-09 в 20:53 

Sectumsempra.
Моя профессия с утра до полвторого Считать что я – твоя Священная корова. (С)
Вот теперь всё видно)

2014-09-09 в 20:54 

Sectumsempra.
Моя профессия с утра до полвторого Считать что я – твоя Священная корова. (С)
Скарлатти лучше, а Stille amare у Генделя роднее))

2014-09-09 в 21:05 

kurufin_the_crafty
"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Sectumsempra., Мне так Гендель, гад, вообще роднее оказался. Сроднились, видать, за долгие годы :-). Но Torna sol и È un grave martire у Скарлатти меня прямо до слез тронули. Хороший человек был синьор Доменико. :-)

URL
2014-09-09 в 21:26 

Ehrlich [DELETED user]
kurufin_the_crafty, спасибо Вам за Скарлатти) вообще интересная интерпретация давно знакомой вещи. Буду обогащать ифон красотой.

2014-09-09 в 21:29 

kurufin_the_crafty
"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Le levrier noir, да вот и я думаю: как хорошо, что эти два пропавшие акта отыскались в каких-то английских урюпинсках. :-)) Хорошая ведь вещь.

URL
2014-09-09 в 21:32 

Sectumsempra.
Моя профессия с утра до полвторого Считать что я – твоя Священная корова. (С)
в каких-то английских урюпинсках
А не приложил ли к ним руку товарищ Георг?)

2014-09-09 в 21:41 

kurufin_the_crafty
"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Sectumsempra., самой интересно. :-))) Пишут, что найдены in una casa della campagna inglese - в загородном доме в Англии. Видать, чья-то частная коллекция была, а откуда они туда попали - одному богу известно, я так понимаю. Даже не написано толком, автограф это или копия. Над копией-то и поработать могли - мало ли...
А вообще еще интереснее, а не был ли генделевский "Птолемей" соцсоревнованием, кто круче. :-)) Вроде ж как Гендель со Скарлатти-младшим были знакомы.

URL
2014-09-10 в 01:19 

Idiots Lantern
такая интеллектуальная и дружелюбная порода, что уживется даже с крокодилом (с)
С удовольствием послушал. Что лучше - не знаю. Гендель привычнее и барочнее, Скарлатти классицичнее ))) Стопроцентный женсовет однозначно радует) Спасибище!

2014-09-10 в 01:57 

kurufin_the_crafty
"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
nicklausse_muse, а я потихоньку слушаю студийный диск с Нези/Миланези. Нези хороша и Миланези тоже весьма так ничего. Плюс там в третьем акте еще есть арии, которые в елисейском выступлении опустили.

URL
   

The Kurufin's Castle

главная