17:31 

Сотворение мира

kurufin_the_crafty
"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Franz Joseph Haydn - Die Schöpfung (1796-1798)
Gundula Janowitz (soprano) – Gabriel/Eva
Fritz Wunderlich (tenor) – Uriel (#1, 2, 12, 13, 19, 24, 34)
Werner Krenn (tenor) – Uriel (#18, 27)
Walter Berry (bass) - Raphael
Dietrich Fischer-Dieskau (baritone) - Adam
Christa Ludwig (contralto, solo № 34)
Wiener Singverein Chor dir. Reinhold Schmid,
Berliner Philharmoniker con. Herbert von Karajan


Лирическое отступление

Вообще-то, я ни разу не любитель весны. Для меня весна (особенно ранняя) – это такое паскудное время, когда вместо красивого снега и здорового морозца на улице слякоть, сырость и грязища. К тому же, от потеплений у меня мигрень.

Но на этот раз мигрень как-то попустилась, снег еще недели две назад дворники разнесли, а весна у нас началась солнечная. Небо синенькое, птички чирикают, солнышко, опять же, пригревает. И пробило меня по этому поводу на «Сотворение мира»…

Историческое отступление

Гайдн написал «Сотворение» уже, мягко говоря, в зрелом возрасте – на седьмом десятке. Во время поездки в Лондон он наслушался генделевских ораторий, и они произвели на него впечатление. Там же, в Лондоне, импресарио с характерной фамилии Саломон подсунул ему поэму некоего Лидли (или Лиддела, или Линли – история путается). Поэма называлась, само собой, «Сотворение мира», представляла собой творческую помесь Книги Бытия и мильтоновского «Потерянного рая» - и худо-бедно годилась под либретто для оратории.

Сюжет Гайдну понравился («папа Йозеф», как любил называть его Моцарт, был человеком искренне верующим), он забрал творение с собой в Вену и предложил своему другу и известному меценату ван Свитену перевести его на немецкий язык – и заодно местами переделать. Ван Свитен так и сделал. И более того: организовал по этому поводу финансовую группу в составе графа Гарраха, князя Антона Эстергази (кстати, сына бывшего хозяина Гайдна) и еще нескольких небедных любителей музыки, не забыв и себя самого. Это аристократическое ООО выделило Гайдну 500 дукатов, чтобы тот мог работать над своим «Сотворением» и ни в чем себе не отказывать.

Кстати, по тем временам, 500 дукатов – достаточно большие деньги (если я правильно помню, Моцарт за свою «Свадьбу Фигаро» получил всего 100 дукатов).

«Сотворение» создавалось целых два года. И оно того стоило. Собственно говоря, такую вещь мог написать только такой верующий человек, как Гайдн ("Я никогда не был так благочестив, как во время работы над «Сотворением мира», ежедневно падал я на колени и просил Бога, чтобы Он дал мне силы для счастливого выполнения этого труда"). Хотя от некоторых фрагментов, вроде первого восхода солнца в "In vollem Glanze steiget jetzt die Sonne", даже атеиста проберет до мозга костей.

По Гайдну, процесс сотворения мира был прекрасен. И сам созданный мир тоже был прекрасен – по крайней мере, по состоянию на седьмой день творения. Вопрос, почему из такого хорошего начинания впоследствии вышла такая халтура, Гайдн, кажется, предпочитал обходить стороной: этот, по свидетельству современников, на редкость незлобивый и добродушный человек явно не желал видеть в собственном произведении никакой огорчительной грязи. С подобной творческой установкой у композитора менее талантливого из «Сотворения» наверняка получился бы сироп. Но это был Гайдн, поэтому вместо сиропа получился шедевр.

Главные действующие лица оратории – архангелы Гавриил, Уриил и Рафаил (сопрано, тенор и бас). Они наблюдают за процессом сотворения мира и комментируют его – частично прямыми цитатами из Книги Бытия, частично – лидделовско-мильтоновско-вансвитеновским текстом. Сопрано, тенор и бас ведут повествование о днях творения втроем, покуда на шестой день Господь не создает новую разновидность солиста – баритон (то бишь Адама). Логично было бы предположить, что Ева в таком случае должна быть меццо или контральто, ан нет – праматерь получилась сопрано (то же самое, что и у архангела Гавриила). Однако контральто в этом библейском составе, все же, есть, хотя и безымянное – просто соло в финальном ангельском хоре “Singt dem Herren alle Stimmen”.

…Я написала, что главные действующие лица здесь – архангелы, но это вранье. В действительности, самое главное действующее лицо в «Сотворении» - это оркестр. Он велик и всемогущ. И, поскольку, у Господа Бога в оратории своей партии нет, я еретически помышляю, что, наверное, это Он и есть.


Скачать

Читать дальше (для особо любопытствующих - либретто, русский перевод и много всяких досужих размышлений)

@темы: Die Schoepfung, Haydn, Гайдн

URL
Комментарии
2011-03-21 в 01:37 

domna1
Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
kurufin_the_crafty
Ого, вот это вещь! Ставим в очередь.
Отдельное спасибо за ликбез в виде прекрасной статьи.

2011-03-21 в 11:28 

kurufin_the_crafty
"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
domna1
Э-э, это не статья. :-))) Статья - это то, над чем я вкалываю и потом получаю бабки. А это - для души и к вящей славе хорошего человека Гайдна. :-))

URL
2011-03-21 в 17:48 

domna1
Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
kurufin_the_crafty
Дык душа завсегда выше презренного металла :) Али нет?
А более поздняя музыка Вас интересует?

2011-03-21 в 20:28 

kurufin_the_crafty
"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Дык душа завсегда выше презренного металла Али нет?
Душа кушать хочет. От этого никуда не уйдешь.
А более поздняя музыка Вас интересует?
Меня все интересует - нет плохих жанров, кроме скучного...

URL
2011-03-22 в 07:55 

domna1
Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы. (с)
kurufin_the_crafty
Меня все интересует - нет плохих жанров, кроме скучного... - А можно подробнее?
Кстати, рекомендую группу: legilimentis.diary.ru/
Там очень интересный народ.

2011-03-22 в 15:32 

kurufin_the_crafty
"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Подробнее? Самая комфортная территория - позднее барокко/венский классицизм. Плюс Россини как отдельное явление. Плюс русская школа до начала 20 века. С импессионизмом обычно сосуществую плохо, с авангардизмом - тем более. Да, еще Вагнера не люблю и не понимаю, хотя это моя проблема, а не Вагнера.

Хотя.... :-))) ...существуют хорошие исполнители, поющие что угодно любого периода - чисто физическое удовольствие для барабанных перепонок. :-)

Там очень интересный народ.
Да, Вы правы, занятное место. Подпишусь, пожалуй.

URL
     

The Kurufin's Castle

главная